Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Белинской С.В, судей: Рогачевой В.В. и Ирышковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года по делу N2-1707/2020 по иску исполняющего обязанности прокурора города Воркуты Республики Коми в защиту интересов Птициной Натальи Александровны к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о признании решения комиссии незаконным и признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, полагавшей, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.о. прокурора г. Воркуты обратился в суд в интересах Птициной Н.А. с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам в части отказа во включении Птициной Н.А. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 09.06.2020, и признании за Птициной Н.А. права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "пенсионеры", с составом семьи один человек.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года, за Птициной Н.А. признано право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет от 09 июня 2020 года по категории "пенсионеры".
Отменено решение общественной комиссии по жилищным спорам от 16 июня 2020 года N 19, утвержденное Постановлением руководителя администрации городского округа "Воркута" от 16 июня 2020 года N 772, в части отказа во включении Птициной Н.А. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На администрацию МО ГО "Воркута" возложена обязанность поставить Птицину Н.А. на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 09 июня 2020 года по категории "пенсионеры".
В кассационной жалобе, направленной по почте 29 марта 2021 года и поступивший в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2021 года, ответчик администрация МО ГО "Воркута" просит об отмене решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 ноября 2020 года, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей жалобы ответчик указал, что судами допущено неправильное применение норм материального права, поскольку положения ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривают, что право на получение субсидий имеют пенсионеры, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Стаж работы Птициной Н.А. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 13 лет 11 месяцев и 13 дней, в связи с чем она не имеет права на получение социальной выплаты.
Суммирование стажа работы и периода регистрации в качестве безработного предусмотрено Законом только при определении норматива предоставления жилищных субсидий, а не для определения права состоять на учете.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора Республики Коми просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Птициной Н.А, представителя ответчика администрации МО ГО "Воркута" и представителя третьего лица Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам (ст.2 Закона).
Согласно абзацу 7 ст.5 Закона при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Птицина Н.А. 09.06.2020 обратилась с заявлением о включении ее в список граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи 1 человек.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 16.06.2020 N19, утвержденным постановлением руководителя администрации ГО "Воркута" от 16.06.2020 N772, истице отказано во включении в список граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера (15 лет), соответствующий стаж определен в 13 лет 6 месяцев.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором в интересах Птициной Н.А. требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что толкование положений статей 1, 2 и 5 Закона позволяет прийти к выводу о том, что время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для пенсионеров приравнивается ко времени работы в указанных местностях, в связи с чем подлежит суммированному учету с данными периодами при решении вопроса о наличии у пенсионера права на получение жилищной субсидии.
Поскольку на момент подачи истицей заявления о включении в список на получение жилищной субсидии её суммированный стаж (работы в количестве 13 лет 11 месяцев 13 дней (л.д. 35-55, 64) и период регистрации в качестве безработной 1 год 1 месяц 23 дня) превышает 15 лет, то требования прокурора в её интересах являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд кассационной инстанции полагает, что по существу судебные постановления являются правильными, хотя и основаны на неверном толковании норм материального права.
Вопреки содержащимся в судебных постановлениях утверждениям, буквальное толкование положений ч.ч.1, 2 и 5 Закона (в редакции, действующей на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о включении в список) свидетельствует о том, что право на получение жилищной субсидии при отсутствии 15-ти летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют только инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья.
Истица Птицина Н.А. является пенсионером и к вышеуказанной категории инвалидов не относится.
Положения абзаца 7 ст.5 Закона применяются в целях определения норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, указанным в ст.1 Закона и имеющим право на получение жилищных субсидий.
Именно с этой целью для инвалидов I и II групп учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по инвалидности.
Таким образом, если пенсионер (каким является истица Птицина Н.А.) имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, то у него в силу ст.1 Закона возникает право на получение жилищной субсидии, при определении размера которой в силу абзаца 7 ст.5 Закона к его трудовому стажу будет приравнено время его проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, когда он был признан в установленном порядке безработным.
Вместе с тем, время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитывалось при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий до 01.01.2012. Данная норма была предусмотрена ч.3 ст.5 Закона (в редакции, действовавшей до внесения изменений 17.07.2011).
Как установлено судами, истица проживала во время её признания в установленном порядке безработной, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в периоды с 2003 по 13.11.2011 на протяжении 1 года 1 месяца и 2 дней.
Таким образом, указанный период приходился на время действия ст.5 Закона в редакции, учитывающей время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с чем условия реализации прав истицы на получение жилищной субсидии, на которые она рассчитывала до введения в действие нового правового регулирования, не могут быть ухудшены.
Так как общий стаж работы истицы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в список составлял 15 лет 15 дней (13 лет 11 месяцев 13 дней + 1 год 1 месяц 2 дня), то она имеет право на получение жилищной субсидии вне зависимости от изменения правового регулирования, и выводы судов о необходимости удовлетворения требований прокурора по существу являются правильными.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.