Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан Фардеевой Р.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 14 апреля 2021 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 12 мая 2021 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан (далее МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 12 мая 2021 года, МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МБОУ СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан Фардеева Р.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19 марта 2020 года по результатам проверки, проведенной в отношении МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан на основании распоряжения заместителя начальника ОНД и ПР по Альметьевскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 10 марта 2020 года N 42, должностным лицом административного органа учреждению выдано предписание N 42/1/28 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 марта 2021 года.
Данное предписание получено директором МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан Фардеевой Р.А. 19 марта 2020 года.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 22 марта 2021 года N 73, установлено, что указанное предписание в части не выполнено, а именно:
в основном корпусе здания школы отсутствует система оповещения и эвакуацией 3-го типа (статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ; Свод правил СП 3.13130.2009 табл. 2);
руководителем не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний (пункт 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", пункт 17 "б");
в спортзале, тренажерном зале, в женской и мужской раздевалке, в гараже, мастерской и складском здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (табл. 1 НПБ 110-03; статья 4, статья 83 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией чердачное помещение, (части 3, 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009, пункт А.4 приложения А);
помещение электрощитовой используется в качестве помещения слесаря (пункт 23 "б" Правил|| противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 16 "б");
в здании мастерской и гаража отсутствует система оповещения и эвакуацией 1-го типа (статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ; Свод правил СП 3.13130.2009 табл. 2);
в пристрое в лестничной клетке допускается установка отопительных приборов, выступающих от плоскости стен на высоте менее 2, 2 м. от поверхности проступей и площадок лестницы (статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ; Свод правил СП 7.13130.2009 пункт 5.18);
в основном здании школы и пристройке отсутствуют устройства для самозакрывания дверей лестничного марша (пункт 62 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2012 года N 390, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 14);
допускается изменение направления открывания дверей эвакуационных выходов из помещения актового зала (пункт 36 "ж" Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановление Правительства РФ от 24 апреля 2012 года N 390, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", пункт 27 "д").
По факту невыполнения предписания от 19 марта 2020 года государственным инспектором по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан по пожарному надзору в отношении МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился вышестоящий суд, учреждение привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания от 19 марта 2020 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 7 апреля 2021 года N 0314-2021-068 (л.д. 2-3); распоряжением о проведении внеплановой проверки от 22 марта 2021 года (л.д. 5-6); предписанием об устранении требований пожарной безопасности от 19 марта 2020 года (л.д. 7-8); актом проверки от 7 апреля 2021 года (л.д. 9-10); копией приказа о приеме на работу Фардеевой А.Р. (л.д. 11) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из дела усматривается, что предписание от 19 марта 2020 года выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым, срок, установленный для исполнения предписания, является разумным. Сведений о том, что предписание от 19 марта 2020 года обжаловалось учреждением в установленном законом порядке не представлено.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Федерального государственного пожарного надзора в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены. Они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу обжалуемых актов, что нашло свое отражение в решении судьи, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя об отсутствии вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения, ввиду того, что МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан является бюджетным учреждением, нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение предписания вызвано тем, что не были выделены денежные средства на устранение нарушений, при этом юридическим лицом приняты все возможные и зависящие от него меры к получению денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, являются несостоятельными, не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.
В материалах дела, действительно, имеются документы, свидетельствующие о том, что директор учреждения обращался в Управление образования Альметьевского муниципального района по вопросу необходимости исполнения предписания, выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Вместе с тем то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не лишало юридическое лицо возможности привлечь для выполнения предписания и приведения помещений учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно Уставу МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан, учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с положением о платных услугах, утвержденным директором учреждения (организация обучения по дополнительным образовательным программам, осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организация работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в период каникул, деятельность по организации и проведению конкурсов, мероприятий, фестивалей, физкультурно-оздоровительная деятельность).
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере школьного образования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что учреждением не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Таким образом, МБОУ "СОШ N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, не представлено.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы аналогичны доводам жалобы на постановление мирового судьи, рассмотренной судьей Альметьевского городского суда Республики Татарстан. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Административное наказание назначено учреждению с учетом имущественного положения юридического лица, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с действующим законодательством.
Постановление о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 14 апреля 2021 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 12 мая 2021 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М.К. Тагирова" г. Альметьевска Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Фардеевой Р.А. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.