Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 16 августа 2021 года) жалобу главы администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 2 июня 2021 года, вынесенные в отношении юридического лица администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Дагестан Керимова К.Н. от 30 июня 2020 года N 662, оставленным без изменения решением судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 18 августа 2020 года, администрация муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 11 сентября 2020 года жалоба главы администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. на решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 18 августа 2020 года возвращена без рассмотрения.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2020 года определение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 11 сентября 2020 года отменено, дело об административном правонарушении с жалобой главы администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. возвращено в Верховный Суд Республики Дагестан на стадию подготовки жалобы к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 10 февраля 2021 года жалоба главы администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. удовлетворена частично, решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 18 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении дела решением судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 2 июня 2021 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Дагестан Керимова К.Н. от 30 июня 2020 года N 662 оставлено без изменения, жалоба главы администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиев М.Г. просит отменить решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 2 июня 2021 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно материалам дела основанием для привлечения администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужило то, что муниципальный район "Карабудахкентский район", будучи собственником земельного участка площадью 38, 4380 га из земель сельскохозяйственного назначения под сельскохозяйственное использование с кадастровым номером 05:09:000024:971, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский район, с. Манаскент, местность Турали, в нарушение требований статей 12, 13, 14, 42, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" допустило невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращения других процессов м много негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающие качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения названного земельного участка на площади более 15 га.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 05:09:000024:971 и, соответственно, лицом, на которое возложены обязанности по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защиты земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, является администрация муниципального образования "Карабудахкентский район".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" протокола об административном правонарушении от 16 июня 2020 года (л.д. 25-26) и привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами уполномоченного должностного лица и судебных инстанций согласится нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материала дела об административном правонарушении следует, что данное нарушение выявлено 13 мая 2020 года в ходе проведения должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан мероприятия по надзору на указанном земельном участке путем осмотра государственным инспектором отдела государственного земельного надзора ФИО4, о чем составлен его рапорт (л.д. 17), а также произведено фотографирование (л.д. 24).
Указанным должностным лицом также составлено мотивированное представление (л.д. 18) о необходимости проведения внеплановой выездной проверки в отношении земельного участка со ссылкой на состоявшийся выезд 13 мая 2020 года с целью осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с письмом Управления ФСБ России по Республике Дагестан от 27 апреля 2020 года N 4/818, в котором изложена просьба провести проверку целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с указанием места их расположения (л.д. 16).
Сведения о проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения уполномоченным должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан материалы дела не содержат.
Выводы должностного лица о наличии вины администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" в совершении административного правонарушения, изложенные в постановлении об административном правонарушении от 30 июня 2020 года N 662, основаны на протоколе об административном правонарушении от 16 июня 2020 года с приложением рапорта, мотивированного представления, уведомления о необходимости явки для составления протокола.
Между тем, признанная в мотивированном представлении государственного инспектора отдела государственного земельного надзора необходимость проведения внеплановой выездной проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:09:000024:971 реализована не была, несмотря на визу заместителя руководителя территориального органа о проведении проверки в пределах полномочий.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель в пределах своей компетенции.
Согласно пунктам 1 и 2 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного приказом Россельхознадзора от 8 июля 2019 года N 662, осуществление государственного земельного надзора на таких землях осуществляется Россельхознадзором и территориальными органами Россельхознадзора.
В силу пункта 10 названного Административного регламента результатом осуществления государственного земельного надзора является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом результатом осуществления государственного земельного надзора в форме проверок является: составление акта проверки с приложением необходимых документов; выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае выявления нарушений обязательных требований); составление протокола об административном правонарушении (в случае выявления нарушений обязательных требований, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность), что предусмотрено пунктом 11 того же Административного регламента.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом территориального органа Россельхознадзора осуществляется в рамках государственного земельного надзора в форме проверок, тогда как результатом осуществления государственного земельного надзора в форме административного обследования объекта земельных отношений либо в форме планового (рейдового) осмотра, обследования объекта земельных отношений являются иные акты реагирования и правовые последствия, предусмотренные пунктами 12 и 13 обозначенного Административного регламента, в число которых составление протокола об административном правонарушении не входит.
Однако выводы должностного лица о наличии вины администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" в совершении административного правонарушения, изложенные в постановлении об административном правонарушении от 30 июня 2020 года N 662, основанные на протоколе об административном правонарушении от 16 июня 2020 года, не были проверены судебными инстанциями с истребованием соответствующего распоряжения о проведении внеплановой проверки в установленном порядке и акта по результатам ее проведения.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств не установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанная совокупность условий привлечения к административной ответственности администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" не соблюдена, наличие неустранимых сомнений с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать бесспорный вывод о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 30 июня 2020 года N 662, решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 2 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы администрации муниципального района "Карабудахкентский район" Республики Дагестан Амиралиева М.Г. удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан от 30 июня 2020 года N 662, решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 2 июня 2021 года, вынесенные в отношении юридического лица администрации муниципального образования "Карабудахкентский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья районного суда Казаватов А.А.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.