Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев по материалам истребованного дела (дело поступило 30 августа 2021 года) жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 26" Прокофьева Дмитрия Александровича на вступившие в законную силу постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 марта 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 26" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Торгсервис 26" (далее по тексту - ООО "Торгсервис 26", общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Торгсервис 26" Прокофьев Д.А. просит об отмене вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Из диспозиции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административная ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 названного Закона).
В пункте 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" определено, что высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
На территории Ставропольского края согласно постановлению губернатора от 16 марта 2021 года N 101 "О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности, а именно пункту 12.5 руководителям организаций всех форм собственности, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и торговли, предписано организовать проведение мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19", в пункте 4.4 которых определено, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Как следует из протокола об административном правонарушении, 11 февраля 2021 года в 09 часов 30 минут при осуществлении деятельности по розничной торговле в неспециализированном магазине "Светофор", расположенном по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, д. 214, ООО "Торгсервис 26" допустило нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, а именно: в нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, Общество не обеспечило организацию дезинфекционного режима на объекте торговли (при входе в торговое помещение магазина "Светофор" отсутствовал кожный антисептик для обработки рук; на территории магазина "Светофор" не нанесена специальная разметка для установления специального режима допуска и нахождения в магазине, обеспечивающая соблюдение специальной дистанции от 1, 5 до 2 метров).
Оценивая данные обстоятельства и условия совершения административного правонарушения, судья Шпаковского районного суда Ставропольского края пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Торгсервис 26" виновного поведения, и, как следствие, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующих доказательств: протокола об административном правонарушении от 25 февраля 2021 года N 27 (л.д. 4-5); протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 февраля 2021 года, составленного с участием двух понятых (л.д. 7-10); фотоматериала (л.д. 13-20).
Все представленные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда, а также судьи краевого суда, который с состоявшимся по делу постановлением согласился, о доказанности вины ООО "Торгсервис 26" в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы ООО "Торгсервис 26" об освобождении от административной ответственности по признаку малозначительности вменяемого административного правонарушения, отклоняются, поскольку объектом защиты состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей в условиях пандемического распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при которой инфицирование происходит в основном воздушно-капельным путем.
В этой связи для обеспечения безопасности санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1-3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в числе основных мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, предусмотрено организация соблюдения социальной дистанции.
Поскольку в помещении магазина, в котором осуществляло свою деятельность ООО "Торгсервис 26", напольная разметка для соблюдения гражданами социальной дистанции отсутствовала, то действия Общества правильно были расценены как противоправные, влекущие административную ответственность, согласно рассматриваемой вменяемой правовой норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в жалобе на то, что напольная линия разметки исходя из количественного потока посещаемости граждан стирается и Общество не успело нанести новую разметку, вину в действиях юридического лица не исключает, так как зная оборот посетителей магазина, ООО "Торгсервис 26" могло заблаговременно предпринять действия для устранения нарушения и недоведения стираемости разметки до указанного на фотоматериалах состояния.
Довод жалобы о том, что отсутствие дезинфицирующего средства для рук на входе в помещение магазина связано со случаями хищения такого средства посетителями, отмену судебных актов не влечет, поскольку организация деятельности магазина, в том числе, и определение способа установки дезинфицирующих средств для рук является дискреционными полномочиями юридического лица, который должен был предпринять все возможные способы для недопущения нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Также нельзя согласиться с доводами жалобы законного представителя ООО "Торгсервис 26" Прокофьева Д.А. о возможности назначения Обществу наказания в виде предупреждения, поскольку исходя из положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для назначения административного наказания в виде предупреждения: внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В рассматриваемом случае применительно к обстоятельствам настоящего дела основания для замены определенного судом административного штрафа на предупреждение, отсутствуют.
Назначенное ООО "Торгсервис 26" в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание соответствует положениям статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В связи с этим, вопреки доводам жалобы оснований для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией указанной нормы, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 марта 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 26" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 26" Прокофьева Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка: судья районного суда Степанов Б.Б.; судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.