Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Зайнуллиной Г.К., судей Белоусовой Ю.К., Мурзаковой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Чародейка" массив 12 Ставропольского края г. Пятигорска
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.05.2021
по административному делу по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Чародейка" массив 12 Ставропольского края г. Пятигорска к администрации г. Пятигорска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заинтересованное лицо муниципальное учреждение Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя административного истца Савельевой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Чародейка" (далее по тексту - СНТ СН "Чародейка") обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Пятигорска о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории муниципального образования, возложении на администрацию г. Пятигорска Ставропольского края обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории СНТ СН "Чародейка" массив 12 в Ставропольском крае г. Пятигорске линии электропередач, а именно: объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу: "адрес" (садоводческое товарищество) - N по пер. Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ-0, 4 кВ садоводческого товарищества в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017, актом об осуществлении технологического присоединения N 390/18 от 13.07.2018.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на территории СНТ СН "Чародейка" массив 12 находятся указанные линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п, составляющими единый функциональный комплекс мощностью 0, 4 кВ с использованием которого осуществляется электроснабжение садоводческого товарищества "Чародейка" массив 12. Сведений о собственнике данного имущества не имеется. 24.08.2020 СНТ СН "Чародейка" в администрацию г. Пятигорска подано заявление по вопросу постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра по Ставропольскому краю) и оформления права собственности на линии электропередач, как бесхозяйное имущество, расположенные на территории СНТ СН "Чародейка" массив 12. Ответом администрации г. Пятигорска N 08-3615-Д от 03.09.2020 в удовлетворении заявления отказано. Полагает отказ незаконным, нарушающим права членов садоводческого товарищества на обеспечение электричеством, поскольку бесхозные линии электропередач, при отсутствии собственника, соответствующим образом не обслуживаются и не контролируются.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05.03.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.05.2021, в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме. Суды пришли к выводу, что линии электропередач, расположенные на территории СНТ СН "Чародейка" массив 12, не являются бесхозяйными, а являются общей долевой собственностью всех членов СНТ СН "Чародейка" и должны находиться на балансе указанного товарищества, в связи с чем действия администрации г. Пятигорска не могут расцениваться в качестве незаконного бездействия.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о неверном применении судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в частности указывает о том, что вопреки выводам судебных инстанций спорные объекты не находятся в собственности и на балансе садоводческого товарищества. Просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции отменить и принять по делу новое решение.
На апелляционную жалобу от административного ответчика поступили возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017 между ОАО "Пятигорские электрические сети", как сетевой организацией и СНТ СН "Чародейка" (массив N 12) границей эксплуатационной ответственности является точка присоединения КЛ-0.4 Кв от ВЛ-0, 4 кВ по пер. Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0, 4 кВ садоводческого товарищества.
С указанной точки осуществляется электроснабжение садоводческого товарищества и в соответствии с актом садоводческое товарищество является лицом, ответственным за его эксплуатацию.
Об осуществлении технологического присоединения между сторонами составлен акт от 13.07.2018 N 390/18, в соответствии с которым оборудование КЛ-0.4 Кв от ВЛ-0, 4 кВ по пер. Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0, 4 кВ садоводческого товарищества, внутренние сети, приборы учета переданы в эксплуатационную ответственность СНТ СН "Чародейка".
Из представленных доказательств не усматривается, что спорные объекты электроснабжения являются транзитным участком, напротив, из представленных доказательств и существа административного иска следует, что являющиеся предметом спора объекты предназначены для снабжения энергией СНТ СН "Чародейка". Право собственности на них не оформлено.
В соответствии с договором снабжения электрической энергией, заключенного СНТ СН "Чародейка" с гарантирующим поставщиком ОАО "Пятигорские электрические сети" от 10.03.2017 и действующего в настоящее время, садоводческое товарищество несет бремя поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему приборы учета и электропринимающие устройства (пункт 3.3.7)
Административный истец обратился в администрацию г. Пятигорска с заявлением о постановке указанного имущества на учет в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в качестве бесхозяйного.
Данное обращение рассмотрено администрацией г. Пятигорска и 03.092020 СНТ СН "Чародейка" направлен ответ N 08-3615-Д, которым в удовлетворении заявления отказано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался.
Бесхозяйную недвижимость принимает на учет Росреестр и его территориальные органы (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункт 2 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"), на основании обращения органов местного самоуправления, на территории которых находятся бесхозяйные объекты недвижимости (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей").
С учетом характер объекта, который сторона административного истца полагает подлежащим признанию бесхозяйным, подлежат также применению положения действующего законодательства в области электроэнергетики.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.
С учетом наличия по настоящему делу наличия доказательств технологического присоединения СНТ СН "Чародейка" к электрическим сетям сетевой организации, о чем также составлен договор снабжения электрической энергией, административный истец несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка заявителя (приложение N 8 пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям").
Такой порядок разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности устанавливается, если иное не определено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Такого соглашения по настоящему делу не имеется.
В связи с чем позиция административного истца о том, что рассматриваемые линии электропередач являются бесхозяйными, не основана на положениях действующего законодательства, устанавливающего критерии таковых, поскольку в соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника.
При этом собственник в данном случае не подлежит определению исходя из правоустанавливающих документов на такое имущество, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В связи с этим, суды пришли к правильному выводу об отсутствии со стороны административного ответчика по проявленному бездействию относительно принятия мер по постановке спорного объекта на учет, как бесхозяйного.
Равно как и фактические обстоятельства дела не нарушают права административных истцов на бесперебойное получение электроэнергии, поскольку сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право собственности на данные объекты, как входящие в состав имущества общего пользования, на данные линии электропередач не оформлено. Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях администрации бездействия и отнесении объектов к бесхозяйным.
Администрацией г. Пятигорска в ответе административному истцу от 03.09.2020 разъяснено о возможности разрешения вопроса оформления прав собственности на линии электропередач, расположенных в СНТ СН "Чародейка", при этом административному истцу разъяснено наличие возможности рассмотрения вопроса о принятии электрических сетей в муниципальную собственность и необходимости для этого предоставления садоводческим товариществом ряда соответствующих документов.
Таким образом со стороны администрации г. Пятигорска бездействие в той степени, как это предусмотрено статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствовало, о чем к правильному выводу пришли судебные инстанции.
При этом за садоводческим товариществом, не желающим принимать данное имущество на баланс и являться его собственником, сохраняется также право передать спорные объекты на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (письмо Минэнерго России от 25.08.2017 N АН-9414/09 "О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО") либо в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездно передать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества.
При этом отсутствие такого волеизъявления садоводческого товарищества, являющегося субъектом публичных правоотношений, по непринятию данных объектов, не влечет безусловную обязанность для администрации местного самоуправления по признанию объектов электрических сетей бесхозяйными и совершения действий, направленных на постановку их на учет в качестве таковых.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям административного иска.
Оснований для отмены или изменения правильных по их сути решений судов не имеется.
Приведенные стороной административного истца в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием по существу с принятыми решениями, направлены на переоценку доказательств и выводов судов.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Чародейка" массив 12 г. Пятигорск без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.09.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.