Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К, Мурзаковой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2021
по административному делу по административному иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в Минераловодский городской суд Ставропольского края, в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
С учетом уточнений, принятых судом, просил суд признать, незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер к организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктуры сформированных и поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N в с. Побегайловка Минераловодского городского округа, для многодетных семей, состоящих на учете в администрации Минераловодского городского округа на получение земельных участков без проведения торгов, а также возложить на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанности:
в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к утверждению технического задания на корректировку инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 358 от 28.12.2019, в целях включения в нее, сформированных и поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа;
в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для согласования схемы расположения объектов газоснабжения, по обеспечению поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа;
в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящем из 186 земельных участков, в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа;
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка для обустройства автодороги, на территории сформированных и поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа (уточненные исковые требования).
Требования приняты и рассмотрены судом по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства, в ходе судебного разбирательства определением суда первой инстанции в качестве соответчика привлечено управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25.02.2021 требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер к организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктуры формированных и поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа, для многодетных семей, состоящих на учете в администрации Минераловодского городского округа на получение земельных участков без проведения торгов, на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края возложены обязанности:
в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к утверждению технического задания на корректировку инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 358 от 28.12.2019, в целях включения в нее, сформированных и поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа;
в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для согласования схемы расположения объектов газоснабжения, по обеспечению поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 26:23:130705, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа;
в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящего из 186 земельных участков, в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа;
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка для обустройства автодороги, на территории сформированных и поставленных на кадастровый учет 186 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N в с. Побегайловка Минераловодского городского округа.
В удовлетворении заявленных Минераловодским межрайонным прокурором требований к управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 06.07.2021 решение суда первой инстанции изменено в части указания, что меры к организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктуры сформированных и поставленных на кадастровый учет 37 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N в с. Марьины Колодцы Минераловодского городского округа, для многодетных семей, состоящих на учете в администрации Минераловодского городского округа на получение земельных участков без проведения торгов подлежат принятию в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с постановленными судебными актами в части возложенной судами обязанности принять меры для разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящем из 186 земельных участков, в кадастровом квартале N, в с. Побегайловка Минераловодского городского округа административной ответчик администрация Минераловодского городского округа обжаловала их в пятый кассационный суд общей юрисдикции. в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене в указанной части и принятии нового решения об отказе в их удовлетворении. В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о нарушении судами при принятии решений в указанной части норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку в соответствии пунктом 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, обязанность по разработке проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства возлагается на сетевую организацию.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 02.08.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.08.2021.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требования прокурора по настоящему делу мотивированы тем, что администрацией Минераловодского городского округа принято 478 решений о постановке на муниципальный учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное получение земельного участка. Из указанного числа к настоящему времени земельными участками обеспечено 67 многодетных семей. По состоянию на 23.10.202 в соответствии со списком принятых на учет граждан, имеющих первоочередное право на их получение, граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории Минераловодского городского округа, 377 граждан данной категории подали заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
По информации администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 26.10.2020 (исх. 10-22/6629) в истекшем периоде 2020 года проведена очередная процедура выбора земельных участков, на которую были приглашены льготные категории граждан, подавшие заявления о предоставлении земельного участка бесплатно с 2010 года по ноябрь 2014 года.
Перечень свободных земельных участков, предназначенных для указанных целей, размещен на официальном сайте органа местного самоуправления и опубликован в газете "Минеральные Воды" от 23.09.2020 N 39 (964), а также на информационном стенде в управлении имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа.
В соответствии с утвержденными проектами планировки территорий и по сведениями публичной кадастровой карты сформировано и поставлено на кадастровый учет в одном кадастровом квартале N в населенном пункте с. Побегайловка Минераловодского городского округа 186 земельных участков, для предоставления лицам, имеющим первоочередное право на их предоставление, в том числе лицам, имеющим трех и более детей, подавших заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, которые не обеспечены объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.
Вместе с тем, администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края не обеспечено электро-, тепло-, газо- и водоснабжение территории в границах предоставляемых многодетным семьям земельных участков, не организована транспортная инфраструктура земельных участков.
В целях софинансирования расходов муниципальных образований Ставропольского края распоряжением правительства Ставропольского края от 05.09.2016 N 280-рп утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на 2016 - 2018 годы.
В соответствии с данным Планом мероприятий, органам местного самоуправления надлежало выполнить следующие мероприятия: к августу 2017 года обеспечить подготовку проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры; к августу 2017 года актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения с учетом потребности в строительстве инженерной инфраструктуры на земельных участках: к ноябрю 2017 года обеспечить проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и получение разрешения на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках; к декабрю 2017 года провести процедуры по определению подрядных организаций на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, к марту 2018 года обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой земельные участки.
Указанные мероприятия подлежали выполнению за счет средств бюджетов органов местного самоуправления в целях организации финансирования строительно-монтажных работ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, в том числе за счет средств краевого бюджета, однако фактически органом местного самоуправления не выполнены.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд, в том числе, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящем из 186 земельных участков, в кадастровом квартале N, с. Побегайловка Минераловодского городского округа.
Указанная обязанность была возложена судом на администрацию, с чем указанный административный ответчик не согласился указывая, что такая обязанность возложена действующим законодательством на сетевую организацию.
В соответствии с понятиями, определёнными в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Указанные Правила недискриминационного доступа N определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг (пункт 1 Правил).
Подпунктом "б" пункта 18 Правил, действительно предусмотрена обязанность сетевой организации на разработку проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 Правил для технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в том числе объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям сетевой организации, и как следствие дальнейшее выполнение сетевой организацией действий, направленных на разработку документации, физическое или юридическое лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, должен подать заявку.
Именно после подачи заявки потребителя, в данном случае администрации, как органа исполнительной власти, на который возложена обязанность принять соответствующие меры, направленные на организацию обеспечения инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых для многодетных семей, инициируется процедура по обеспечению данных земельных участок электроснабжением, регламент которой предусмотрен как приведенными выше Правилами, так и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими данные правоотношения.
Суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность принять меры по разработке проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, поскольку наличие возможности надлежащего технологического присоединения является условием (предпосылкой) для заключения многодетными семьями, которым предоставляются земельные участки, договоров энергоснабжения.
При этом на администрацию обязанность по разработке проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства судами не возлагалась. Судом первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, возложены обязанности по принятию мер к этому, что находится в компетенции администрации, поскольку заявка для инициирования процесса технологического присоединения, в ходе которого сетевой организацией будет разработана проектная документация, должна исходить от нее.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов основания отсутствуют, поскольку судами установлено, что технические условия, договоры на техническое присоединение отсутствуют, строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы в отношении необходимых инженерных коммуникаций по энергоснабжению указанного массива земельных участков не выполнялись. Тогда как вопрос о возможности технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных в границах рассматриваемого кадастрового квартала и совершения необходимых для этого мероприятий, будет разрешаться сетевой компанией на основании заявки администрации на получение технических условий, как от органа муниципальной власти на технологическое присоединение объектов в границах названного кадастрового квартала.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами правильно установлены юридически значимые обстоятельства и им дана правильная мотивированная оценка, судами верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями в обжалуемой части по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.09.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.