Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 17 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления администрации города Нижнего Новгорода по установлению сроков сноса и отселения жителей многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Сормовского района города Нижнего Новгорода, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года N 1240 в части установления сроков отселения жителей "адрес" до 30 декабря 2022 года; возложить на администрацию обязанность установить разумные сроки сноса указанного дома.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 по вопросу нарушения жилищных прав жителей "адрес". Проверкой установлено, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений предложено снести дом и произвести отселение жителей до 30 декабря 2022 года. Поскольку названный дом был признан аварийным после 1 января 2012 года, он не был включен в региональную адресную программу переселения граждан на территории Нижегородской области. По результатам обследования техническое состояние "адрес" оценено как аварийное, характеризующееся повреждениями и дефектами, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Придомовая территория не соответствует требованиям пожаротушения. Затягивание сроков отселения жителей дома влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Решение администрации города Нижний Новгород установившее сроки сноса дома и отселения жителей нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду проживания, поскольку указанные сроки не отвечают принципу разумности и влекут дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.
Решением Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 17 марта 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации города Нижний Новгород от 18 апреля 2019 года N 1240 в части установления сроков отселения жителей "адрес" до 30 декабря 2022 года. На администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения жильцов "адрес".
В кассационной жалобе, поданной 19 июля 2021 года через Сормовский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 июля 2021 года, администрация города Нижнего Новгорода просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права. В доводах жалобы указывает, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилому фонду федеральным органом исполнительной власти, а определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, относится к компетенции органа власти. Процедура повторного принятия органом местного самоуправления решения по установлению сроков сноса аварийного дома и отселения жильцов, действующим законодательством не предусмотрена.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение администрации города Нижнего Новгорода об установлении срока отселения жителей до 30 декабря 2022 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, поскольку дальнейшая эксплуатация "адрес" и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц. Данные нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц - собственников помещений многоквартирного дома, членов их семей, нанимателей, иных лиц, которые могут проживать в указанном доме, а также временно находящихся в жилых и нежилых помещениях (посетители, гости, работники отделов соцзащиты, почтальоны, рабочие и т.д.), обслуживающих нежилые помещения, и тех, кто находится непосредственно около жилых домов (например, прохожих, которые могут свободно передвигаться около дома, не отвечающего требованиям законодательства). Установленный срок не отвечает принципу разумности, с момента издания оспариваемого постановления, доказательств принятия каких-либо мер по его исполнению ответчиком не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года N 1240 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу" многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода предписано в тридцатидневный срок с момента издания настоящего постановления информировать собственников помещений в доме о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, предъявить им требования о сносе дома в срок до 30 декабря 2022 года (пункт 2); установлен срок отселения - 30 декабря 2022 года (пункт 4).
Из заключения по результатам инженерного обследования технического состояния строительных конструкций дома, выполненного по заказу администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания Промстрой" в 2018 году, следует, что дом 1930 года постройки, физический износ строительных конструкций на момент обследования - 18 октября 2018 года при эксплуатации жилого дома более 88 лет составляет более 65 %, что при дальнейшей эксплуатации деревянного здания представляет непосредственную опасность для жизни людей.
Техническое состояние несущих строительных конструкций оценивается как аварийное, характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями и свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, дальнейшая эксплуатация дома представляет непосредственную опасность для людей.
Эксплуатационные и технические характеристики жилого дома не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым зданиям; капитальный ремонт здания с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудноосуществим; в части санитарно-гигиенических условий проживания жилой дом можно отнести к категории не пригодных для проживания в результате нарушения температурно-влажностного режима помещений (в аварийном состоянии система электроснабжения). В процессе проведения технического обследования состояния строительных и конструктивных элементов были выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наличие указанных дефектов конструкций, находящихся в недопустимом состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания; наружные ограждающие конструкции не соответствуют современным требованиям энергоснабжения. Принимая во внимание состояние (износ) основных несущих конструкций, проведение капитального ремонта (ремонтно-восстановительных работ) или реконструкции объекта нецелесообразно, жилой дом следует признать аварийным.
2 октября 2020 года государственной жилищной инспекцией Нижегородской области на основании приказа о проведении инспекционного обследования жилищного фонда проведено инспекционное обследование вышеуказанного многоквартирного дома. Согласно акту от 2 октября 2020 года установлено, что бревна наружных стен многоквартирного дома имеют следы гниения, разрушения, рассыхания, потеряли тепло - и влагоудерживающую способность. Конструкция нижних венцов цоколя и примыкания неплотно пригнаны, выявлено отклонение конструкции от вертикали, расслоение рядов кирпичной кладки, разрушение и выветривание стенового материала цоколя. Выявлены разрушения, отклонения от вертикали, следы гниения деревянных элементов стен входа в подъезды, лестничные марши имеют уклон. На чердаке деревянные элементы кровли повреждены, в подъездах наблюдаются следы протечек через кровлю. На лестничных клетках 1, 2 подъездов нарушен штукатурный и окрасочный слой стен и побелка потолка, выявлено выпучивание стен, отклонение от вертикали. Электропроводка в доме находится в неудовлетворительном техническом состоянии. На площадках, в подъездах, квартирах первого этажа наблюдается уклон полов, повреждение перегородок.
Признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" не пригоден для проживания, проживание в нем граждан не представляется возможным, имеется опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц вследствие его возможного обрушения. Однако, до настоящего времени в доме проживают граждане - собственники жилых помещений, а также наниматели жилья, находящегося в муниципальной собственности.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая аварийное техническое состояние конструкций дома, его физический износ, который при дальнейшей эксплуатации деревянного здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, то установленный административным ответчиком срок отселения из указанного дома граждан (до 30 декабря 2022 года) не отвечает требованиям разумности.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод о том, что постановление администрации города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года N 1240 в части установления срока отселения жителей многоквартирного дома является незаконным, не отвечающим требованиям разумности.
Довод кассационной жалобы о том, что процедура издания распоряжения с указанием новых сроков отселения законом не предусмотрена, был предметом рассмотрения и ему дана правильная правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 17 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определения изготовлено 6 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.