Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Трапезниковой И.И, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 08 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 17 марта 2021 года по административному делу N2а-10198/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области о признании незаконным бездействия Правительства Курганской области, о возложении обязанностей, заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию скотомогильников в государственную собственность Курганской области, по организации работ по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проведении мероприятий по установлению санитарно-защитных зон. С учетом уточнения требований административный истец просил: признать незаконным бездействие Правительства Курганской области по непринятию мер к оформлению прав собственности на скотомогильники: в селе Щигры на территории Щигровского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 2003, координаты: юго-восточное направление от с. Щигры - 1500 м; от фермы - 1500 м; от пастбища - 1000 м; от р. Кизак - 2000 м; от дороги с. Мокроусово - с. Щигры - 600 м.); в селе Малое Мостовское на территории Маломостовского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1971, координаты: северо-восточное направление от с. Малое Мостовское - 2000 м; от фермы - 1500 м; от пастбища - 800 м; от р. Суерь - 500 м; от дороги с. Мокроусово - с.
Малое Мостовское - 800 м), обязать Правительство Курганской области принять в государственную собственность Курганской области указанные скотомогильники, расположенные на территории Мокроусовского района Курганской области, а также обязать Правительство Курганской области принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и провести мероприятия по установлению санитарно-защитных зон действующих скотомогильников: в селе Мокроусово на территории Мокроусовского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1985, координаты: юго-восточное направление от с. Мокроусово - 3000 м; от пастбища - 800 м; от р. Кизак - 2000 м; от дороги с. Мокроусово - с. Лопарево - 300 м); в селе Щигры на территории Щигровского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 2003, координаты: юго-восточное направление от с. Щигры - 1500 м; от фермы - 1500 м; от пастбища - 1000 м; от р. Кизак - 2000 м; от дороги с. Мокроусово - с. Щигры - 600 м.); в селе Малое Мостовское на территории Маломостовского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1971, координаты: северо-восточное направление от с. Малое Мостовское - 2000 м; от фермы - 1500 м; от пастбища - 800 м; от р. Суерь - 500 м; от дороги с. Мокроусово - с. Малое Мостовское - 800 м); в селе Травное на территории Травнинского сельсовета (1 действующий, площадь 500 кв.м, первое захоронение в 1977, координаты: восточное направление от с. Травное - 1500 м; от фермы - 2000 м; от пастбища - 5000 м; от водоема - 3000 м; от дороги с. Травное - д. Круглое - 1500 м); в селе Одино на территории Семискульского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 2003, координаты: юго-восточное направление от с. Одино - 1000 м; от пастбища - 500 м; от озера Куртан - 1500 м; от дороги с. Мокроусово - с.
Шелепово - 600 м.); в селе Михайловка на территории Михайловского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1988, координаты: юго-восточное направление от с. Михайловка - 1000 м; от фермы - 2000 м; от пастбища - 1500 м; от р. Суерь - 2500 м; от дороги с. Сунгурово - с. Михайловка - с. Малое Мостовское - 700 м); в деревне Новотроицкое на территории Михайловского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1988, координаты: восточное направление от д. Новотроицкое - 1000 м; от пастбища - 1000 м; от р. Суерь - 1500 м; от дороги с. Сунгурово - с. Малое Мостовское - 2000 м).
В обоснование иска указано, что Управлением Роспотребнадзора по Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства об опасных отходах на территории района. Установлено, что на территории Мокроусовского района Курганской области расположены скотомогильники, которые на балансе муниципальных образований не находятся, право за кем-либо не зарегистрировано, сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 17 марта 2021 года, административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие Правительства Курганской области по непринятию мер к оформлению права собственности на скотомогильники, расположенные на территории Мокроусовского района Курганской области: в селе Щигры на территории Щигровского сельсовета, в селе Малое Мостовское на территории Маломостовского сельсовета, на Правительство Курганской области возложена обязанность в установленном законом порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять в государственную собственность Курганской области места захоронения биологических отходов (скотомогильники), признано незаконным бездействие Правительства Курганской области по не проведению мероприятий по установлению санитарно-защитных зон действующих скотомогильников, расположенных на территории Мокроусовского района Курганской области, на Правительство Курганской области возложена обязанность в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и провести мероприятия по установлению санитарно-защитных зон скотомогильников.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты, поступившей в суд первой инстанции 02 июня 2021 года, представитель Правительства Курганской области Березовский Я.В, действующий по доверенности, просит об отмене состоявшихся по делу решений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что решения судами приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судами установлено и материалами дела подтверждено, что на территории Мокроусовского района Курганской области числится 15 скотомогильников, из них 8 закрыто, 1 действующий скотомогильник соответствует Ветеринарно-санитарным правилам, 7 действующих, а именно: в селе Мокроусово на территории Мокроусовского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1985, координаты: юго-восточное направление от с. Мокроусово - 3000 м; от пастбища - 800 м; от р. Кизак - 2000 м; от дороги с. Мокроусово - с. Лопарево - 300 м); в селе Щигры на территории Щигровского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 2003, координаты: юго-восточное направление от с. Щигры - 1500 м; от фермы - 1500 м; от пастбища - 1000 м; от р. Кизак - 2000 м; от дороги с. Мокроусово - с. Щигры - 600 м.); в селе Малое Мостовское на территории Маломостовского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1971, координаты: северо-восточное направление от с. Малое Мостовское - 2000 м; от фермы - 1500 м; от пастбища - 800 м; от р. Суерь - 500 м; от дороги с. Мокроусово - с. Малое Мостовское - 800 м); в селе Травное на территории Травнинского сельсовета (1 действующий, площадь 500 кв.м, первое захоронение в 1977, координаты: восточное направление от с. Травное - 1500 м; от фермы - 2000 м; от пастбища - 5000 м; от водоема - 3000 м; от дороги с. Травное - д. Круглое - 1500 м); в селе Одино на территории Семискульского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 2003, координаты: юго-восточное направление от с. Одино - 1000 м; от пастбища - 500 м; от озера Куртан - 1500 м; от дороги с. Мокроусово - с. Шелепово - 600 м.); в селе Михайловка на территории Михайловского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1988, координаты: юго-восточное направление от с. Михайловка - 1000 м; от фермы - 2000 м; от пастбища - 1500 м; от р. Суерь - 2500 м; от дороги с. Сунгурово - с. Михайловка - с.
Малое Мостовское - 700 м); в деревне Новотроицкое на территории Михайловского сельсовета (1 действующий, площадь 600 кв.м, первое захоронение в 1988, координаты: восточное направление от д. Новотроицкое - 1000 м; от пастбища - 1000 м; от р. Суерь - 1500 м; от дороги с. Сунгурово - с. Малое Мостовское - 2000 м).
Решением Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Курганского областного суда от 25 июня 2020 года, удовлетворено административное исковое заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области, признано незаконным бездействие Правительства Курганской области по непринятию скотомогильников в государственную собственность Курганской области, непринятию мер по организации работ по приведению скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, и возложена обязанность на Правительство Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке принять в государственную собственность Курганской области и привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил скотомогильники, расположенные на территории Мокроусовского района, в том числе, расположенные в с. Мокроусово, с. Травное, с. Одино, с. Михайловка, д. Новотроицкое.
В отношении 2 скотомогильников, которые расположены в с. Щигры и в с. Малое Мостовское, аналогичное решение суда не выносилось.
Из ответа Администрации Мокроусовского района Курганской области от 10 сентября 2020 года следует, что скотомогильники, в том числе сибиреязвенные, расположенные в границах населенных пунктов с. Мокроусово, с. Щигры, с. Малое Мостовское, с. Травное, с. Одино, с. Михайловка, д. Новотроицкое, на балансе не состоят, документации на скотомогильники не имеется, заявления на выдачу разрешений об установлении санитарно-защитной зоны не направлялись.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о передаче 2 из вышеуказанных скотомогильников, расположенных в с. Щигры и в с. Малое Мостовское, в ведение органов местного самоуправления уполномоченным органом по распоряжению федеральным или государственным имуществом, материалы дела не содержат, они находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, полномочному государственному органу - Правительству Курганской области следует принять бесхозяйные скотомогильники в собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации, указав, что суду не представлено доказательств тому, что полномочия по содержанию скотомогильников передавались муниципальному органу.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, указав на то, что они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и согласуются с представленными и имеющимися в деле доказательствами.
Сомнений в правильности выводов судебных инстанций не имеется.
Разрешая возникший спор, суды нижестоящих инстанций верно определили и установили юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, и, правильно истолковав и применив положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06 октября 1999 года N184 - ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 06 октября N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Курганской области от 16.12.1994 года N1 "Устав Курганской области", во взаимосвязи с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, и Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, пришли к выводам о наличии в данном случае оснований для удовлетворения требований административного истца.
В кассационной жалобе Правительство Курганской области указывает о несогласии с вышеприведёнными выводами судов, ссылаясь на отсутствие предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований возникновения права собственности субъекта на указанные скотомогильники, которые имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем автор жалобы указывает на необходимость соблюдения в данном случае процедуры постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного, а кроме того кассатор полагает, что спорные скотомогильники могут находиться в собственности муниципального образования. Также автор жалобы приводит доводы о том, что спорные объекты не находятся в ведении Курганской области и Правительства Курганской области, а органом исполнительной власти, уполномоченным на приведение скотомогильников в соответствие с требованиями Правил, является Управление ветеринарии Курганской области, с учетом чего кассатор указывает на то, что на Правительство Курганской области необоснованно возложена обязанность по проведению мероприятий по установлению санитарно-защитных зон скотомогильников.
Между тем эти доводы по существу аналогичны, ранее приводимым административным ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и в апелляционной жалобе, они проверены судами и им дана правильная правовая оценка.
В силу статей 5 и 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно п/п "ц" п. 2 ст. 26.11 этого же закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, с учетом анализа правовых норм следует, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (п.п.5.1, 6.10) предусмотрено, что к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования скотомогильников, и перечисленные объекты должны находиться в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Курганской области, они должны быть приняты в собственность полномочным органом - Правительством Курганской области, при этом на правообладателя скотомогильника возложена обязанность обращения в уполномоченный орган с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника с подготовленным проектом санитарно-защитной зоны и полученным экспертным заключением на него.
Сроки, установленные судом для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности, являются разумными.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов относительно правовой оценки доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемых судебных актов.
Доводы кассатора о том, что данный спор подлежал разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявленные требования указывают на наличие спора о праве, отклоняются судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2).
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные дела публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (Постановление Пленума ВС РФ от 27.09.201 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ.)
Заявленные Управлением Роспотребнадзора к Правительству Курганской области требования связаны с публичными правоотношениями и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
В целом, доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 08 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 17 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 09 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.