Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Мельник Е.В. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 2 марта 2021 года по административному исковому заявлению Мельник Е.В. к Главному государственному санитарному врачу города Севастополя, Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Мельник Е.В. обратилась с административным иском, в котором просила признать незаконным постановление Главного государственного санитарного врача г. Севастополя от 21 июля 2020 года N о соблюдении режима самоизоляции.
В обоснование своих требований Мельник Е.В. указала, что 21 июля 2020 года в квартиру к ней пришли участковый с тремя неизвестными людьми и вручили постановление, согласно которому она должна соблюдать режим самоизоляции в связи с контактом с заболевшей гражданкой ФИО. Истец данную гражданку не знает, с ней не контактировала, а потому полагает, что данное постановление является необоснованным.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано. При этом суд исходил из того, что административный истец находился в зоне возможного распространения короновирусной инфекции, вследствие чего постановление Главного государственного врача г. Севастополя является обоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда г. Севастополь от 2 марта 2021 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 апреля 2021 года, административный истец Мельник Е.В. ставит вопросы об отмене решения и апелляционного определения, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Определением судьи от 18 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 короновирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона N 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Судом установлено, что ФИО 15 июля 2020 года обратилась в "данные изъяты" и ее госпитализировали в ЛОР отделение, откуда 16 июля 2020 года была госпитализирована в "данные изъяты", где был установлен положительный результат РНК новой короновирусной инфекции. Данное обстоятельство установлено из письма территориального отдела по городу федерального значения Севастополю межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 19 июля 2020 года N на имя руководителя межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.
Предписаниями заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО1 от 20 июля 2020 года N и N в связи с регистрацией случаев заболевания новой короновирусной инфекцией у пациентов ЛОР-отделения "данные изъяты" граждан ФИО и ФИО2, названному медицинскому учреждению предписано, среди прочего, представить списки близких контактных лиц по больному ФИО2 за период с 16 по 20 июля 2020 года; разместить в обсерваторе " "данные изъяты"" 15 пациентов, контактных по двум подтвержденным случаям в срок до 20 июля 2020 года.
Как следует из выписного эпикриза "данные изъяты" N, ответа исполняющего обязанности главного врача "данные изъяты" от 3 ноября 2020 года N (л. д. 58) административный истец находилась на лечении в том же отделении с 17 по 20 июля 2020 года.
21 июля 2020 года Главным государственным санитарным врачом города Севастополя вынесено постановление N, которым на Мельник Е.В. возложена обязанность находиться в режиме изоляции с 21 по 29 июля 2020 года под непрерывным медицинским наблюдением в обсерваторе " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", поскольку она находилась в контакте с больной COVID-19 ФИО
Утверждения кассационной жалобы о том, что незаконность обжалуемых судебных актов заключается в существенном нарушении норм процессуального права являются несостоятельными, поскольку согласно показаниям свидетеля ФИО4 административный истец считается относящейся к группе контактов первого уровня, как близкий контакт, поскольку ЛОР отделение "данные изъяты" не является инфекционным стационаром и у него нет отдельных боксов, но имеется общий буфет, общий коридор, где пациенты могут передвигаться без ограничений, общие палаты для обследования. На основании всех вышеперечисленных факторов была установлена первая группа зараженных и принималось решение о госпитализации административного истца.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах приведенные оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 2 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельник Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.