Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Шелудько В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 29 июня 2021 года, на решение Первомайского районного суда Краснодарского края от 02 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования город Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Деминой М.Г, представителя Администрации муниципального образования город Краснодар Миланко А.М, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным предписания о прекращении нарушения, допущенного администрацией при вынесении постановления от 22 мая 2019 года о переводе жилого помещения в нежилое.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 июня 2020 года административное исковое заявление Администрации муниципального образования г. Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным предписания удовлетворено, суд признал незаконным и отменил предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 29 ноября 2019 года N 1775.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2021 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, выражает несогласие с обжалуемыми судебными актами, считает их незаконными, просит их отменить, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Демина М.Г. доводы кассационной жалобы поддержала, просила состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации муниципального образования город Краснодар Миланко А.М. возражал доводам кассационной жалобы, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что согласие всех собственников многоквартирного дома на перевод жилого помещения в нежилое не требовалось, так как из материалов дела не усматривается наличие реконструкции объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, д.163, поскольку собственником переводимого помещения каких-либо капитальных строений при монтаже входной группы не возведено.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, указал, что в силу пункта 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при проведении внеплановой проверки Государственная жилищная инспекция Краснодарского края должна была согласовать проверку с прокуратурой, что ею сделано не было. В связи с чем при проведении внеплановой проверки была нарушена процедура ее проведения. При этом суд апелляционной инстанции сослался на кассационное определение судебной коллегии по административным дела Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года.
Между тем обжалуемые судебные акты нельзя признать законными исходя из следующего.
Так, из материалов дела следует, что Салхи Самех О.С. является собственником жилого помещения N 39, находящегося по адресу: "адрес"
10 апреля 2019 года Салхи Самех О.С. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое.
Постановлением от 22 мая 2019 года N 2107 "О переводе жилого помещения - квартиры N 39 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры "адрес"" разрешен перевод указанного жилого помещения в нежилое.
В отношении административного истца была проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения обязательных требований положений Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении согласования перевода жилого помещения квартиры "адрес" в нежилое и согласования перепланировки и переустройства этого помещения.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29 ноября 2019 года N 3880, согласно которому в деятельности административного истца выявлены нарушения при принятии решения о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое и согласования перепланировки и переустройства этих помещений.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей, долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникаций, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно положениям постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигураций, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов-таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановления указанных элементов.
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебной коллегией установлено, что по проекту входной группы с перепланировкой и переустройством планируется оборудовать независимый выход из помещения непосредственно на придомовую территорию. Из проекта следует, что в ходе выполнения работ по организации входных групп необходимо будет внести изменения в конструкцию дома. При этом установка на земельном участке крыльца приведет к уменьшению земельного участка.
То есть, выполнение данных работ влечет внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома, путем частичного использование внешней стены дома и передачу собственнику помещения части придомовой территории для оборудования отдельного входа в нежилое помещение.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами, озеленения и благоустройства.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексем Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без к присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием перевода жилого помещения в нежилое помещение является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.
В связи с этим на проведение указанных работ необходимо было согласия всех собственников помещений в многоквартирного дома.
Однако, решение межведомственной комиссией администрации от 18.04.2019 N 1070-04/К и постановление администрации от 12.06.2019 N1610/04 МФЦ были приняты в отсутствие согласия собственники помещений многоквартирного дома на использование общего имущества при осуществлении согласования на выполнение работ по перепланировке (переустройству).
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 1 статьи 1).
Между тем в силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 названной статьи.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению местных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, регламентированы также статьей 77 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно части 2.6 данной статьи внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Однако статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, были установлены особенности организации и проведения уполномоченным органом проверок соблюдения требований жилищного законодательства органами местного самоуправления. При этом указанная норма содержала случаи, когда органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, не требуется согласование проведения проверки с прокурором. Данная норма является специальной по отношению к установленным Федеральным законом от 6.10.2003 N 131-ФЗ требованиям и поэтому положения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат применению при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления жилищного законодательства.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Законодательство, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений, не устанавливало обязанность органов, осуществляющих государственный жилищный надзор, согласовать проведение внеплановых проверок с органами прокуратуры, если их основанием является обращения граждан по вопросам перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме, а также осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, принятые по делу судебные акты, основанные на неверном применении норм материального права, являются незаконными.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, считает необходимым их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда Краснодарского края от 02 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования город Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным предписания - отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 06 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.