Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к МКУ "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе предоставить компенсацию на ЖКУ за периоды 2016-2019 года, в удержании денежных средств, предусмотренных мерами социальной поддержки на оплату ЖКУ, возложении обязанности по выплате удержанных денежных средств, возобновлении выплаты мер социальной поддержки по кассационной жалобе ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к МКУ "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" о признании действий и бездействия муниципального учреждения социальной защиты населения Ленинского района г. Ростова-на-Дону по вопросу отказа предоставить заявителю - ФИО3 компенсацию на ЖКУ за периоды 2016-2019 годы незаконными; признании действий (бездействия) муниципального учреждения социальной защиты населения Ленинского района г. Ростова-на-Дону по удержанию денежных средств, предусмотренных мерами социальной поддержки на оплату ЖКУ незаконными, возложении обязанности по выплате удержанных денежных средств, возобновлении выплаты мер социальной поддержки заявителю, ФИО3, инвалиду 2-й группы.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 августа 2020 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 января 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В кассационной жалобе ФИО3 ссылается на то, при вынесении решения и апелляционного определения судами допущены нарушения норм материального права, а также судами проигнорировано постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2017 года "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилых помещений", разъяснения и позиция которого являются обязательными при рассмотрении дел данной категории, в связи с чем указанные судебные постановления подлежат отмене.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился истец ФИО3
Представитель ответчика МКУ "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" и третье лицо ФИО5 в судебное заседание суда кассационной инстанции, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО3, поддержавшего жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют приведенным критериям законности и обоснованности судебного решения.
Судебными актами установлено, что истец ФИО3 является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2007 N от 12 августа 2009 года.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 17 июня 2016 года ФИО3 признан ограниченно дееспособным. Постановлением администрации Родионово-Несветайского района от 30 января 2017 года N попечителем ФИО3 назначена его мать ФИО1, которой выдано удостоверение N от 30 января 2017 года.
ФИО3 состоит на учете в МКУ "УСЗН Ленинского района г. Ростова-на-Дону" как инвалид 2 группы и вправе пользоваться мерами социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Выплата компенсации по оплате ЖКУ прекращена с октября 2016 года в связи с наличием задолженности.
Как следует из ответа АО "Ростовводоканал" от 19 июня 2020 года N, АО "Ростовводоканал" непосредственно производит начисление платы за услуги жителям квартирного жилого дома, расположенного по "адрес".
На квартиру N с 1 июля 2016 года открыт лицевой счет N на ФИО3, норма потребления: ХВ, КХВ-6, 5 м3/чел, - 3, 15 м3/чел, количество зарегистрированных/проживающих граждан - 1 чел. В июне 2018 года ФИО собственника лицевого счета было изменено на ФИО1, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной АО "Ростовводоканал".
В октябре 2018 года в АО "Ростовводоканал" обратился новый собственник квартиры N по "адрес" с заявлением о перерасчете платы за услуги с даты приобретения им квартиры, а именно - с 22 июня 2018 года, а задолженность, возникшую до этой даты, отнести на прежнего собственника квартиры.
Таким образом, на нового собственника квартиры N с 1 декабря 2018 года был открыт лицевой счет N с начисленной суммой задолженности, образовавшейся за период с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а лицевой счет N закрыт с 1 декабря 2018 года, начисления за период с 22 июня 2018 года по 30 ноября 2018 года в размере "данные изъяты" руб. были сняты.
По состоянию на 18 июня 2020 года на закрытом лицевом счете N числится дебиторская задолженность в размере "данные изъяты" руб, а также пени в размере "данные изъяты" руб. На лицевом счете N задолженность отсутствует.
Также, согласно ответу ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" от 25 июня 2020 года N, по "адрес", был открыт лицевой счет N на имя ФИО1, по которому на 1 июля 2020 года имеется задолженность в размере "данные изъяты" руб.
22 июня 2018 года лицевой счет на имя ФИО1 закрыт, открыт лицевой счет N на имя ФИО5, по которому долг отсутствует.
Наличие задолженности по оплате ЖКУ также подтверждается представленными в материалы дела счетами на оплату.
Согласно выписке из ЕГРН от 22 июня 2018 года, с 22 июня 2018 года собственником квартиры N по "адрес" является ФИО5
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 декабря 2018 года исковые требования ФИО3 к ФИО5 о нечинении препятствий в пользовании квартирой, возложении обязанности по передаче ключей, вселении в квартиру отказано. ФИО3 признан утратившим право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 8 апреля 2019 года решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 декабря 2018 года оставлено без изменения.
ФИО3 обращался в прокуратуру Ленинского района г. Ростова- на-Дону с жалобой на действия МКУ "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону". Также, ФИО3 неоднократно обращался в МКУ "Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Ростова-на-Дону" по вопросу предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в ответ на которые истцу даны разъяснения от 2 июля 2019 года N, от 26 июля 2019 года N, от 11 сентября 2019 года N, от 7 октября 2019 года N.
С целью получения сведений о наличии (отсутствии) задолженности по оплате за услуги по "адрес", в отношении ФИО3 МКУ "УСЗН Ленинского района г. Ростова-на- Дону" были направлены запросы в АО "Ростовводоканал", ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону", ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону". Согласно ответу АО "Ростовводоканал" от 19 июня 2020 года N по состоянию на 18 июня 2020 года на закрытом лицевом счете N на имя ФИО3 числится дебиторская задолженность в размере "данные изъяты" руб, а также пени в размере "данные изъяты" руб. На лицевом счете N (гр. ФИО5) задолженность отсутствует. Согласно ответу ПАО "ТНС энерго Ростова-на- Дону", по лицевому счету N (ФИО1 - мать Истца) долг на 1 июля 2020 года - "данные изъяты" руб, по лицевому счету N (гр. ФИО5) долг на 1 июля 2020 года отсутствует. Согласно ответу ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" в базе банных Ростовского участка ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" по "адрес", лицевой счет N на имя ФИО3 не значится, лицевой счет N открыт на имя ФИО1 По данным расчетной задолженности поступившим из ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" оплаты осуществлялись в октябре 2017, ноябре 2018, сентябре 2019, в январе 2020 и в мае 2020 года, новый собственник осуществляет оплату с июня 2018 года.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г..N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьями 17, 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Областным законом Ростовской области от 31 июля 2009 года N 274-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан", постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 N212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", которым утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N53н "Об утверждении методических указаний осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" исходил из того, что у ФИО3 имеется задолженность по уплате жилищно-коммунальных услуг, наличие и размер которой ФИО3 не опровергнуты, вследствие чего пришел к выводу о том, что решение о приостановлении ФИО3
выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято органом, осуществляющим предоставление названной меры социальной поддержки, правомерно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Нормы права, регулирующие отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судами нижестоящих инстанций при рассмотрении исковых требований ФИО3 не применены. Вследствие этого спор по иску ФИО3 разрешен неправильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции не установлены, а судом апелляционной инстанции допущенные нарушения не устранены.
Выводы суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции о наличии у ответчика оснований для приостановления ФИО3 предоставления меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сделаны без учета всех фактических обстоятельств дела, причин образования у ФИО3 задолженности по оплате ЖКУ.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность вынесенного решения, в обоснование вывода о законности принятого МКУ "УСЗН Ленинского района г. Ростова-на-Дону" решения о приостановлении выплаты ФИО3 субсидии сослался на то, что истцом не были представлены документы, отвечающие требованиям статей 59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости в подтверждение заявленных исковых требований об отсутствии у задолженности по оплате коммунальных услуг и того, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги производилась ежемесячно, задолженность по оплате отсутствует, а также отсутствие у ФИО3 уважительных причин для непогашения задолженности по оплате ЖКУ.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем обстоятельства, касающиеся характера возникших правоотношений между истцом и ответчиком, с учетом подлежащих применению норм жилищного законодательства в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судами в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов решения суда и апелляционного определения, при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
В связи с этим выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 не могут быть признаны правомерными.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Часть 3 той же статьи устанавливает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Принимая во внимание, что решение и апелляционное определение судами принято без учета указанных выше обстоятельств, они, как несоответствующие закону, подлежат отмене, материалы дела направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела судам следует устранить указанные нарушения и принять решение в зависимости от установленных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 января 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.