Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО11, судей ФИО5, ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора "адрес" - прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к администрации "адрес", Министерству труда и социального развития "адрес", Министерству финансов "адрес" об обязании произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения, по кассационным жалобам представителя администрации "адрес" по доверенности ФИО2, представителя Министерству финансов "адрес" по доверенности ФИО3 на решение Центрального районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО11, пояснения представителя Министерства финансов "адрес" ФИО7, поддержавшего требования кассационной жалобы Министерства финансов "адрес" по изложенным в ней основаниям, пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, возражавшей против удовлетворения требований кассационных жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор "адрес" в интересах ФИО1 обратился в суд с иском об обязании произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения.
Согласно тексту поданного иска прокурор "адрес" в интересах ФИО1 просит суд обязать Министерство финансов "адрес" произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать министерство труда и социального развития "адрес" предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать администрацию "адрес" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1 о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проведенной проверки установлено нарушение жилищных прав ФИО1
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление первого заместителя прокурора "адрес" - прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к администрации "адрес", Министерству труда и социального развития "адрес", Министерству финансов "адрес" об обязании произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения, удовлетворено. На Министерство финансов "адрес" возложена обязанность произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На Министерство труда и социального развития "адрес" возложена обязанность предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На Администрацию "адрес" возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не менее 33 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Представителем администрации "адрес" по доверенности ФИО2 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части возложения на администрацию "адрес" обязанности по приобретению жилого помещения ФИО1 ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Представителем Министерства финансов "адрес" по доверенности ФИО3 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части удовлетворения требований к Министерству финансов "адрес" о возложении обязанности произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, в виду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1 о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО1 - ФИО9 умерла (копия свидетельства о смерти серии IV-АГ N от ДД.ММ.ГГГГ). Отец ФИО1 - ФИО10 решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации "адрес" от 2 ДД.ММ.ГГГГ N над ФИО1 назначена опека.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу "адрес", корпус 2, "адрес".
Собственником либо нанимателем жилого помещения ФИО1 не является.
Наличие права ФИО1 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства труда и социального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-жс).
ФИО1 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с нею не заключен, чем нарушены её жилищные права, гарантированные ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При разрешении спора судом первой инстанции принято во внимание, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены ЖК РФ, ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"".
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
На основании ст. 8 ФЗ РФ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 26.3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований "адрес" отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
На основании ст. 2 Закона N-КЗ, ст. 8 ФЗ РФ N 159-ФЗ, ст. 26.3 ФЗ РФ N 184-ФЗ решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона N-КЗ, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития края, выделение денежных средств возложено на Министерство финансов "адрес".
Выделяемое Министерством финансов "адрес" финансирование не соответствует существующей потребности, в связи с чем у Министерства труда и социального развития "адрес" отсутствует возможность предоставить муниципальному образованию город-курорт Сочи соответствующие субсидии, а у администрации "адрес" отсутствует возможность обеспечить ФИО1 жилым помещением.
Согласно действующему законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа при необходимости обеспечения их жилыми помещениями должны быть обеспечены такими помещениями по достижению ими 18-летнего возраста, очередь для обеспечения граждан указанной категории достигших совершеннолетия жилыми помещениями законом не предусмотрена.
В соответствии с положениями ст. 5, 8 ФЗ РФ N 159-ФЗ, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, ст. 84, 85 БК РФ, ст. 26.3 ФЗ РФ N 184-ФЗ обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, финансовое обеспечение которых возлагается на министерство финансов соответствующего субъекта.
Администрация "адрес" лишена возможности приобрести жилое помещение для ФИО1 за счет средств бюджета "адрес", так как обеспечение жилым помещением данных детей относится к расходным обязательствам субъекта РФ, в данном случае "адрес".
Кроме того, доводы обеих кассационных жалоб ранее уже являлись предметом рассмотрения обеих судебных инстанций. Указанные доводы в целом сводятся к несогласию ответчиков с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судами отражены в судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и ст. 330 ГПК РФ). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности. Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, применив к правоотношениям сторон нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Выраженное кассаторами несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые кассаторами судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационных жалоб не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, при рассмотрении судом данного дела не допущено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы представителя администрации "адрес" по доверенности ФИО2, представителя Министерства финансов "адрес" по доверенности ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО11
Судьи ФИО5
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.