Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Солдатовой С.В., судей Колпаковой А.В., Тотцкой Ж.Г., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2021 (УИД 61OS0000-01-2020-000445-44) по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ростовской области об оспаривании в части Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячных денежных компенсаций граждан при возникновении у них поствакцинальных осложнений", утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24 июня 2016 г. N11 (в редакции постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 4 июня 2020 г. N14), по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 3 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, пояснения представителя административного ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области Рахмановой А.Х, заключение старшего прокурора Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора Ростовской области обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением к министерству труда и социального развития Ростовской области о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 1 подраздела 2 раздела I и абзацев 2, 3 подраздела 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений", утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24 июня 2016 г. N 11 (далее также - Регламент), в той мере, в которой они не позволяют получить государственную услугу гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим, но не зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Ростовской области.
Решением Ростовского областного суда от 3 февраля 2021 г. заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 подраздела 10 раздела II Регламента, а также абзац 1 подраздела 2 раздела 1 и абзац 3 подраздела 10 раздела II Регламента, в той мере, в которой не позволяют получить государственную услугу гражданам, проживающим, но не зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области.
Дополнительным решением Ростовского областного суда от 1 июня 2021 г. признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 подраздела 2 раздела 1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений", утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24 июня 2016 г.N 11 (в редакции постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 4 июня 2020 г. N14), в той мере, в которой не позволяет получить государственную услугу иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Ростовской области.
Не согласившись с решением суда от 3 февраля 2021 г, в апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Ростовской области, просит решение суда отменить в части, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 1 подраздела 2 раздела I и абзаца 3 подраздела 10 раздела II Регламента.
По мнению автора жалобы, выводы Ростовского областного суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, а также судом не применен закон, подлежащий применению. Полагает, что абзац 1 подраздела 2 раздела 1 и абзац 3 подраздела 10 оспариваемого административного регламента Минтруда области не противоречат федеральному законодательству и не препятствует гражданам, зарегистрированным в ином субъекте Российской Федерации, получить денежную компенсацию в органе социальной защиты населения по месту регистрации по месту жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области Рахмановой А.Х, заключение старшего прокурора Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, рассмотрев апелляционную жалобу в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, с соблюдением установленной процедуры его принятия и порядка опубликования, и сделал верный вывод о незаконности правового регулирования вопроса назначения ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, в той мере в которой положения нормативного правового акта не позволяют получить государственную услугу гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим, но не зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Ростовской области.
Этот вывод суда мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Судом первой инстанции верно учтено, что правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ).
Законом N 157-ФЗ определена передача Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по реализации прав граждан на социальную поддержку по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений (абзац 2 пункта 2 статьи 18).
Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации данного закона, постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" постановлением Правительства Ростовской области от 5 сентября 2012 г. N 861 утвержден Порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти Ростовской области административных регламентов предоставления государственных услуг.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Ростовской области установлено, что регламенты разрабатываются органами исполнительной власти Ростовской области, к сфере деятельности которых относится предоставление государственной услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.
В соответствии с п.1.1 Положения о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 27 октября 2011 г. N 91, министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями, другими организациями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения.
Правовые акты министерства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (пп. 2.2.1 п.2 Положения о министерстве, п.1.1 раздела 111 Регламента министерства труда и социального развития Ростовской области, утвержденного Приказом Министра N 156 от 28 мая 2018 г.).
Постановление от 24 июня 2016 г. N 11 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений" (действующее в редакции постановлений от 18 декабря 2017 г, от 5 августа 2019 г, от 4 июня 2020 г.) принято министерством труда и социального развития Ростовской области и опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 29 июня 2016 г. (19 декабря 2017 г, 13 августа 2019 г, 5 июня 2020 г.) в соответствии со статьёй 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области".
При изложенных обстоятельствах, выводы суда относительно проверки процедуры принятия являются верными, поскольку постановление от 24 июня 2016 г. N 11 принято уполномоченным органом согласно пп. 2.2.1 п. 2 Положения о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27 октября 2011 г. N 91, с соблюдением процедуры, формы и порядка введения в действие.
Постановление в установленном порядке вступило в силу со дня официального опубликования, является действующим актом (с учетом внесенных в него изменений).
Что же касается соответствия оспариваемых положений Административного регламента актам, имеющим большую юридическую силу, то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.
Согласно Реестру государственных услуг Ростовской области, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. N 150, министерством труда и социального развития Ростовской области оказывается государственная услуга по назначению ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений.
Абзацем 1 подраздела 2 раздела I оспариваемого Регламента установлено, что право на получение государственной услуги имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в Ростовской области.
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является несоответствие статуса заявителя категории, указанной в подразделе 2 раздела I Регламента.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с абзацами вторым и третьим подраздела 10 раздела II Регламента являются отсутствие у заявителя гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства.
Суд первой инстанции, признавая незаконными и противоречащим положениям статьи 3 Закона N 157-ФЗ, положения Регламента (абзац 1 подраздела 2 раздела I) в части исключения из круга заявителей, имеющих право на получение государственной услуги, граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим, но не зарегистрированных по месту жительства в Ростовской области, а также иностранных граждан, лиц без гражданства; сделал верные выводы, которые основаны на материалах дела и требованиям закона не противоречат.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, а потому не могут служить основаниями к отмене законного и обоснованного решения.
Судом первой инстанции, верно учтено, что из положений пунктов 1, 2 статьи 18 Закона N 157-ФЗ следует, что при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности. Финансовое обеспечение выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.
Статья 3 Закона N 157-ФЗ определяет сферу действия настоящего Закона. В круг лиц, на которых распространяются его положения, включаются граждане и юридические лица (пункт 1 статьи 3). При этом пункт 1 данной статьи распространяет свое действие на иностранных граждан и лица без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).
Условия выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений определяются Порядком выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1013 (далее - Порядок, Порядок выплаты от 27 декабря 2000 г. N 1013).
Согласно пункту 3 названного Порядка ежемесячная денежная компенсация выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие поствакцинального осложнения.
В случае если гражданин, у которого установлено наличие поствакцинального осложнения, признан инвалидом вследствие этого осложнения, он вправе получить государственное единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка выплата ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении у них поствакцинального осложнения производится органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции сделан верный вывод, что оспариваемые нормы, предусматривающие право граждан Российской Федерации на получение государственной услуги только в отношении постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в Ростовской области граждан Российской Федерации, и отказ в предоставлении государственной услуги в случае отсутствия у заявителя регистрации по месту жительства, противоречат статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1-3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьям 3, 4, 5, 18 Федерального закона 157-ФЗ, Порядку выплаты от 27 декабря 2000 N 1013, то есть актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке, подлежат отклонению как не имеющие правового значения, поскольку данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что нормативный акт не препятствует в получении гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим, но не зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области по месту постоянной регистрации ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, не свидетельствуют о незаконности обжалованного решения суда, которым в порядке абстрактного нормоконтроля проверялось соответствие оспоренного правового положения нормам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 303, 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского областного суда от 3 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.