Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Ехаловой Ю.А, Переверзиной Е.Б.
при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2021 года по административному делу N3а-61/2021 по иску АО "Тандер" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелеву И.Л, представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Проволоцкого В.В,
УСТАНОВИЛА:
АО "Тандер" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником пяти земельного участка и плательщиком земельного налога. В целях определения налоговой базы по указанному налогу применяется величина кадастровой стоимости земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2018 года. Вместе с тем, указанная кадастровая стоимость не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке NN 52/К-20-22 и 52/К-20-23, выполненных ИП Кондратьевым Е.П. 31 июля 2020 года.
Поскольку неправильное определение кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на размер налоговых платежей, возложенных на него как на собственника земельных участков, истец просил административные исковые требования удовлетворить.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2021 года кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года установлена в следующем размере:
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 3 988 кв.м, с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости- 36 700 000 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 938 кв.м, с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости- 10 000 000 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 976 кв.м, с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости- 9 800 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 5 935 кв.м, с кадастровым номером N и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 846 кв.м, с кадастровым номером N в размере их рыночной стоимости, административному истцу отказано.
Дата подачи в суд административного искового заявления АО "Тандер" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков установлена судом как 15 декабря 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга просит отменить судебное постановление, в той части, в которой истцу отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
В жалобе указано, что суд может на основании имеющихся в деле доказательств установить рыночную стоимость объекта недвижимости в ином размере, чем указано в административном исковом заявлении, то есть, у административного истца отсутствуют инструменты противодействия полномочиям суда по установлению действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований по мотиву превышения размера рыночной стоимости оспариваемой кадастровой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, административного истца в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Выслушав подателя жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов административного дела следует, что АО "Тандер" является собственником 5 земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга N130-п от 28 ноября 2018 года и, по состоянию на 1 января 2018 года, составляет:
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 3 988 кв.м, с кадастровым номером N - 42 020 856, 90 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 938 кв.м, с кадастровым номером N - 11 894 786, 44 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 976 кв.м, с кадастровым номером N 15 399 153, 30 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 5 935 кв.м, с кадастровым номером N - 23 095 591, 35 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 846 кв.м, с кадастровым номером N 5 577 786, 12 рублей.
Как собственник указанного имущества административный истец является плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в ЕГРН 9 января 2019 года.
В соответствие с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.
Исходя из положений пункта 1 статьи 387, пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, обладающий земельным участком на праве собственности, обязан уплачивать земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка.
Из указанных законоположений следует, что административный истец как собственник земельных участков и налогоплательщик, уплачивающий земельный налог исходя из их кадастровой стоимости, вправе, оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" также содержаться аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, Согласно статье 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с отчетами об оценке NN 52/К-20-22 и 52/К-20-23, выполненными ИП Кондратьевым Е.П. 31 июля 2020 года, рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих истцу, по состоянию на 1 января 2018 года составляет:
-земельного участка с кадастровым номером N - 25 800 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N - 7 540 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N - 7 799 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N - 12 090 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N - 2 308 000 рублей.
Принимая во внимание высказанные административными ответчиками возражения относительно предоставленных административным истцом отчетов об оценке, а также учитывая существенную разницу между рыночной стоимостью земельных участков, установленной в отчетах, и оспариваемой кадастровой стоимостью указанных объектов недвижимости, суд первой инстанции признал необходимым назначение по делу судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков с поручением ее проведения эксперту АО "Региональное управление оценки" Васильченко А.В.
Из экспертного заключения следует, что при проверке отчета об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, выявлены нарушения, существенно влияющие на итоговый результат.
Информация, использованная оценщиком, не является полностью достоверной, правомерной, сопоставимой и достаточной.
Учитывая указанные дефекты отчета, ведущие к занижению рыночной стоимости объектов оценки, суд первой инстанции обоснованно не принял его во внимание при установлении действительной рыночной стоимости земельных участков.
Заключение судебной оценочной экспертизы, выполненное АО "Региональное управление оценки", согласно которому рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих истцу, по состоянию на 1 января 2018 года составляет:
-земельного участка с кадастровым номером N -36 700 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N -10 000 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N -9 800 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N -24 500 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N -6 900 000 рублей, суд признал относимым и допустимым доказательством, соответствующим требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и подтверждающим действительную рыночную стоимость земельных участков, и положил его в основу в основу постановленного решения.
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст. 168 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в экспертном заключении ясно и недвусмысленно изложены ответы на поставленные перед экспертом вопросы, выводы эксперта подробно мотивированы, определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке земельных участков эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, экспертом проанализирован рынок недвижимости, произведена оценка объектов с учетом их качественных характеристик, корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения, расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Оценив заключение экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, и принимая во внимание, что оно подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями и опытом по проведению подобного рода исследований и стажем работы, оснований не доверять которому не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года.
Руководствуясь экспертным заключением, суд первой инстанции установилкадастровая стоимость трех земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года в следующем размере:
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 3 988 кв.м, с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости- 36 700 000 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 938 кв.м, с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости- 10 000 000 рублей;
-земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 976 кв.м, с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости- 9 800 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости, суд обоснованно исходил из того, что основанием для обращения АО "Тандер" с настоящим иском в суд, явилось намерение собственника снизить размер бремени налоговых платежей, которые исчисляются из размера кадастровой стоимость объектов недвижимости.
В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно превышает их рыночную стоимость, административным истцом представлены отчеты об оценке, из которых следует, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N составляет 12 090 000 рублей и 2 308 000 рублей, соответственно, что существенно ниже оспариваемой кадастровой стоимости.
Заключением судебной оценочной экспертизы установлено, что рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N составляет 24 500 000 рублей и 6 900 000 рублей, соответственно, то есть превышает размер оспариваемой кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Учитывая, что исковые требования были заявлены собственником имущества, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости имущества в размере рыночной стоимости, которая ниже оспариваемой кадастровой стоимости, а в процессе рассмотрения дела было установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков N имущественных прав административного истца не нарушает, поскольку ниже их действительной рыночной стоимости установленной судебной оценочной экспертизой, суд первой инстанции обоснованно отказал в пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Отказ в удовлетворении исковых требований в отношении указанных двух земельных участков не нарушает и имущественных прав подателя апелляционной жалобы, поскольку их кадастровая стоимость остается в том размере, который был утвержден Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы на правильность постановленного судебного решения не влияют.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.