Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-367/2021 по апелляционной жалобе Панченко Н.О. на решение Ленинградского областного суда от 1 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского городского округа Ленинградской области от 14 августа 2021 года N15/79 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области седьмого созыва по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N 21 Панченко Н.О, выдвинутому Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 23 августа 2021 года N160/1155 "О жалобе Панченко Н.О. на решение территориальной избирательной комиссии Сосновоборского городского округа от 14 августа 2021 года N15/79".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения Панченко Н.О. и его представителя Козлова В.Г, настаивавших на доводах жалобы, представителя Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского городского округа Ленинградской области, также являющегося представителем Избирательной комиссии Ленинградской области Вовчок И.М, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 18 июня 2021 года N274 "О назначении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва" назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
На основании постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 года N 131/888 полномочия окружной избирательной комиссии Сосновоборского одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Сосновоборского городского округа (далее Территориальная избирательная комиссия Сосновоборского округа).
Решением Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа от 14 августа 2021 года N 15/79 Панченко Н.О, выдвинутому от Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N 21.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 23 августа 2021 года N160/1155 жалоба Панченко Н.О. на указанное решение Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа оставлена без удовлетворения.
Панченко Н.О. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать незаконными вышеуказанные решение Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа и постановление Избирательной комиссии Ленинградской области.
Административное исковое заявление мотивировано несогласием административного истца с произведённой Территориальной избирательной комиссией Сосновоборского округа, а также Избирательной комиссией Ленинградской области при рассмотрении его жалобы на решение Территориальной избирательной комиссией Сосновоборского округа оценкой представленных им в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты подписных листов. Административный истец полагал целесообразным назначение по делу производства судебной почерковедческой экспертизы подписей избирателей Можейко В.В, Галкина В.Л, Шариной Е.А, Никитенковой А.А, вызов указанных лиц в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей, а также вызов и допрос в качестве свидетелей Раенковой А.А, Рудакова О.С.
Решением Ленинградского областного суда от 1 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска Панченко Н.О. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
На апелляционную жалобу представлены возражения от Избирательной комиссии Ленинградской области, участвующего в административном деле прокурора, от Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Одним из таких оснований является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 года N131/891 установлено, что кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва, выдвинутому по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N21 для регистрации необходимо представить: 1518 подписей избирателей; количество подписей избирателей, которое может быть предоставлено - 1669; количество подписей избирателей, которое может быть предоставлено с использованием "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" - 759.
Частью 12 статьи 25 областного закона Ленинградской области от 1 августа 2006 года N77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" (далее Областной закон Ленинградской области о выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области) регламентировано, что соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов, общеобластных списков кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке подлежит 20 процентов от установленного настоящим областным законом необходимого для регистрации кандидата, общеобластного списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) подписей избирателей, представленных в поддержку кандидатов, общеобластных списков кандидатов, устанавливается Избирательной комиссией Ленинградской области.
Пунктом 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (её регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В силу пунктов 1 и 8 статьи 35.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьёй 37 этого же федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Пунктом 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регламентированы в положениях пунктов 5-16 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, приложением N 5 к закону.
Согласно части 4.2 статьи 24 Областного закона Ленинградской области о выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области кандидат обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Ленинградской области. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в списке, составленном на бумажном носителе, удостоверяются нотариально. Данные требования не применяются в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Панченко Н.О, выдвинутый от Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", является кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N 21.
Панченко Н.О. 18 июля 2021 года представил в Территориальную избирательную комиссию Сосновоборского округа документы для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N 21, а 5 августа 2021 года - документы для его регистрации кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы, содержащие 1 660 подписей избирателей, проставленных в поддержку его выдвижения, в том числе 1369 в подписных листах на бумажном носителе, а 291 подпись - с использованием портала "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Представленные документы, в том числе подписные листы в поддержку выдвижения кандидата, проверены рабочей группой по приёму и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N 21, сформированной Территориальной избирательной комиссией Сосновоборского округа (далее Рабочая группа Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа).
Проверке подлежали 304 подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата Панченко Н.О.
В результате проведения случайной выборки (жеребьёвки) подписей избирателей, представленных кандидатом для проверки, были отобраны папка N3 (171 подпись проверена), папка N7 (133 подписи проверено).
Процедуру проведения случайной выборки (жеребьёвки) подписей избирателей, представленных кандидатом для проверки, Панченко Н.О. не оспаривает.
По результатам проведения проверки подписных листов, с учётом заключения по проверке подписных листов специалиста-эксперта Экспертного криминалистического Отделения Министерства внутренних дел России по г.Сосновый Бор Ленинградской области от 11 августа 2021 года N40-21, справки врио начальника отдела Отделения Министерства внутренних дел Росси по г.Сосновый Бор Ленинградской области от 11 августа 2021 года, Рабочая группа Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа на каждую проверяемую папку составила ведомость проверки подписных листов, а 11 августа 2021 года сформировала итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом Панченко Н.О.
Рабочей группой из 304 проверяемых подписей выявлена 24 недействительная подпись избирателей, что составляет 7, 89% подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки:
- в папке N3 подписных листов недействительными признаны 14 подписей избирателей, - в папке N7 подписных листов недействительными признаны 10 подписей избирателей.
Основаниями для признания недействительными подписей избирателей послужили:
- подпункт "в" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) - 17 подписей:
1) Алексеева А.Д. (папка 3 лист 4 строка 3) - не соответствует адрес места жительства;
2) Корзухина Н.А. (папка 3 лист 16 строка 1) - не соответствует адрес места жительства;
3) Колесова Л.Н. (папка 3 лист 16 строка 3) - не соответствует адрес места жительства;
4) Королев А.В. (папка 3 лист 17 строка 3) - не соответствует адрес места жительства;
5) Смолина С.Н. (папка 3 лист 29 строка 3) - не соответствует адрес места жительства;
6) Ермолин Д.О. (папка 3 лист 35 строка 1) - не соответствует адрес места жительства;
7) Крюков В.В. (папка 3 лист 43 строка 4) - не соответствует адрес места жительства;
8) Гримайло П.Т. (папка 3 лист 44 строка 5) - не соответствует адрес места жительства;
9) Раенкова А.А. (папка 3 лист 51 строка 5) - не соответствует адрес места жительства;
10) Алиев Н.Н. (папка 3 лист 55 строка 3) - не соответствует адрес места жительства;
11) Занин Э.В. (папка 7 лист 2 строка 5) - не соответствуют данные паспорта избирателя;
12) Панова О.Б. (папка 7 лист 3 строка 3) - не соответствуют данные паспорта избирателя;
13) Емельянов А.С. (папка 7 лист 4 строка 1) - указаны недействительные паспортные данные;
14) Филиппов В.А. (папка 7 лист 7 строка 4) - указан неверный номер паспорта избирателя;
15) Кинтушева Н.М. (папка 7 лист 10 строка 4) - не соответствует адрес места жительства (иной субъект федерации).
16) Гливенко А.В. (папка 7 лист 11 строка 3) - указан неверный номер паспорта избирателя;
17) Рудаков О.С. (папка 7 лист 17 строка 5) - указан неверный номер квартиры, в которой проживает избиратель;
- подпункт "е" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) - 1 подпись, 1) Шарина А.А. (папка 3 лист 7 статьи строка 1), Шарина Е.А. (папка 3 лист 7 статьи строка 2) - дата внесения подписи избирателя проставлена избирателем не собственноручно.
- подпункт "л" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесённых в этот подписной лист, а также, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта) - 5 подписей:
1) Коник М.Е. (папка 3 лист 28 строка 1), Трунин П.С. (папка 3 лист 28 строка 2) - записи выполнены одним лицом;
2) Колесов Н.В. (папка 7 лист 7 строка 2), Колесова О.В. (папка 7 лист 7 строка 1) - записи выполнены одним лицом;
3) Никитенков В.С. (папка 7 лист 3 строка 4), Никитенкова А.А. (папка 7 лист 3 строка 5) - записи выполнены одним лицом;
3) Шарин А.А. (папка 3 лист 7 строка 1), Шарина Е.А. (папка 3 лист 7 строка 2) - записи выполнены одним лицом;
4) Можейко В.В. (папка 3 лист 30 строка 1) - сведения об избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем и не сборщиком подписей (серия паспорта избирателя внесена не сборщиком подписей и не избирателем);
5) Митрюшин Н.А. (папка 7 лист 22 строка 1), Галкин В.Л. (папка 7 лист 22 строка 2) - записи выполнены одним лицом.
- подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - 1 подпись:
1) Ананьева Л.А. (папка 3 лист 25 строка 5) - подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей.
Оспариваемым решением Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа установлено, что 1 подпись избирателя в строке 1 на листе 28 в папке 3 (избиратель Коник М.Е.) признана действительной; однако данное обстоятельство не отменяет установленный факт наличия в подписных листах 23 недействительных подписей избирателей, что составляет 7, 57%.
Из оспариваемого постановления Избирательной комиссии Ленинградской области усматривается, что в ходе рассмотрения жалобы Панченко Н.О. с учётом представленных паспортов избирателей подтверждена действительность подписей:
- в папке 7 лист 3 строка 3 (Панова О.Б.), - в папке 7 лист 4 строка 1 (Емельянов А.С.).
Избирательной комиссией Ленинградской области установлено, что даже при учёте указанных подтверждённых подписей, количество недействительных подписей в подписных листах составляет 21 подпись, что в процентном соотношении составляет 6, 9% от общего количества подписей, отобранных для проверки (304 подписи), и является недостаточным для регистрации Панченко Н.О. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Сосновоборскому одномандатному избирательному округу N 21.
Суд первой инстанции, оценив доводы административного истца о необоснованном непринятии во внимание подписей следующих избирателей: Гливенко А.В, Королева А.В, Гримайло П.Т, Раенковой А.А, Рудакова О.С; исследовав заключение специалиста-эксперта Экспертного криминалистического Отделения Министерства внутренних дел России по г.Сосновый Бор Ленинградской области от 11 августа 2021 года N; с учётом показаний допрошенного в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля специалиста Седова О.П, проводившего исследование и составившего указанное выше заключение; исследовав представленные оригиналы подписных листов избирателей в поддержку выдвижения Панченко Н.О, пришёл к верному выводу, что из 304 проверяемых подписей 21 подпись является недействительной (недостоверной), что составляет 6, 9% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, и что превышает предельное количество недействительных (недостоверных) подписей, при котором допускается регистрация кандидата, в связи с чем, с учётом положений федерального и регионального избирательного законодательства, правильно указал на законность оспариваемых решения и постановления.
Материалами дела подтверждается соблюдение установленной методики проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации. В частности, подтверждается исполнение требований пунктов 1.2.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7 Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" (далее Методические рекомендации): заключение специалиста-эксперта Экспертного криминалистического Отделения Министерства внутренних дел России по г.Сосновый Бор Ленинградской области от 11 августа 2021 года требованиям, изложенным в указанных нормах, соответствует, доказательства, опровергающие данный вывод, отсутствуют, истцом их не представлено.
Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с выводом суда.
Материалами дела действительно подтверждается признание недействительной 21 подписи избирателей.
Истец в ходе судебного разбирательства заявил о несогласии с признанием недействительными подписей следующих избирателей:
1. Рудакова О.С. (папка 7 лист 17 строка 5) - указан неверный номер квартиры, в которой проживает избиратель, 2. Можейко В.В. (папка 3 лист 30 строка 1) - сведения об избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем и не сборщиком подписей (серия паспорта избирателя внесена не сборщиком подписей и не избирателем);
3. Гримайло П.Т. (папка 3 лист 44 строка 5) - не соответствует адрес места жительства;
4. Шариной Е.А. (папка 3 лист 7 строка 1) - записи выполнены одним и тем же лицом, что и в строке 2 на этом же листе;
5. Митрюшина Н.А. (папка 7 лист 22 строка 1) - записи выполнены одним и тем же лицом, что и в строке 2 на этом же листе;
6. Галкина В.Л. (папка 7 лист 22 строка 2) - записи выполнены одним и тем же лицом, что и в строке 1 на этом же листе.
В апелляционной жалобе истец ссылается на необоснованность отказа суда в удовлетворении его ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетелей указанных лиц, а также на необоснованность отказа в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы в отношении подписей избирателей: Можейко В.В, Галкина В.А, Шариной Е.А, Никитенковой А.А.
Судебная коллегия находит данные доводы жалобы недостаточными для отмены судебного решения и удовлетворения иска.
Довод административного истца о необходимости вызова и допроса в качестве свидетеля избирателя Рудакова О.С. (папка 7 лист 17 строка 5) не может повлиять на правильность вывода о признании этой подписи недействительной, поскольку основанием для признания указанной подписи недействительной явилось неправильное указание в подписном листе номера квартиры по месту жительства данного избирателя, что не оспаривается, в связи с чем его показания не имеют правового значения.
Равным образом, довод о наличии оснований для вызова и допроса в качестве свидетеля избирателя Гримайло П.Т. (папка 3 лист 44 строка 5), подпись которого также признана недействительной в связи с недостоверностью внесённых в подписной лист данных (неверно указан адрес места жительства), не может повлиять на вывод о наличии оснований для признания такой подписи недействительной.
Неправильное написание адреса места жительства избирателя, а равно и данных о документе, удостоверяющем личность избирателя (серия, номера паспорта), не может расцениваться как допущенное вследствие особенностей почерка или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку данная информация относится к сведениям об избирателе, подлежит отражению в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.
Таким образом, допросом Можейко В.В, Галкина В.А, Шариной Е.А, Никитенковой А.А. в качестве свидетелей и проведением по делу почерковедческой экспертизы их подписей и соответствующих записей в подписных листах, административный истец имел намерение доказать действительность только 4 подписей избирателей из 21 подписи, признанной недействительной.
Вместе с тем, для регистрации истца в качестве кандидата в депутаты недействительных подписей не может быть более 15, в связи с чем отказ суда в допросе данных свидетелей и в назначении почерковедческой экспертизы не повлиял на правильность вывода о недостаточности действительных подписей избирателей для регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты даже при признании действительными 4 подписей избирателей из 21 подписи, признанной недействительной.
В таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Сосновоборского округа и постановления Избирательной комиссии Ленинградской области незаконными, административный иск удовлетворению не подлежал, в связи с чем судебное решение об отказе в удовлетворении иска является законным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Панченко Н.О. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.