Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Белоногого А.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-264/2021 по апелляционной жалобе Александрова К.В. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2021 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии N 34 от 14 августа 2021 года N 21-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Громова Н.С." отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя Александрова К.В. Миронова М.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей территориальной избирательной комиссии N 34 Елисеева Д.Н. и Фёдоровой Е.А, оставивших вопрос на усмотрение суда апелляционной инстанции, представителя Громова Н.С. Кобринского А.А, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва" соответствующие выборы депутатов назначены на 19 сентября 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 11 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга возложены на территориальную избирательную комиссию N 34 (далее - избирательная комиссия).
Решением избирательной комиссии от 10 августа 2021 года N 19-1 Александров К.В, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение в Санкт-Петербурге Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрирован кандидатом на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11.
14 августа 2021 года избирательной комиссией принято решение N 21-1 о регистрации кандидатом на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по тому же избирательному округу Громова Н.С, выдвинутого избирательным объединением -Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее - Решение от 14 августа 2021 года N 21-1).
Александров К.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить Решение от 14 августа 2021 года N 21-1.
В обоснование заявленных требований указал, что оснований для регистрации Громова Н.С. в качестве кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось, поскольку представленное им в подтверждение его выдвижения избирательным объединением постановление XXI съезда политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" оформлено с нарушением закона, не представлен документ, подтверждающий согласование кандидатуры Громова Н.С. с Федеральным Политическим комитетом партии. В нарушение требований закона Громовым Н.В. в справке о размере и об источниках дохода, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах за 2020 год не указан в качестве дохода ипотечный кредит, полученный в этом году.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, требования административного иска удовлетворить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), иных требований, предусмотренных указанным федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 названного федерального закона).
В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе, является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены в подпунктах "г", "д", "е" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6).
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Пунктом 14.5 этой статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии: решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Закон Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 также возлагает на кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, обязанность предоставить в соответствующую окружную избирательную комиссию: решение съезда политической партии, конференции или общего собрания регионального отделения политической партии, а в случае отсутствия регионального отделения политической партии - коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу (подпункт "в" пункта 1 статьи 33); документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом избирательного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом соответствующей политической партии (подпункт "г" пункта 1 статьи 33).
В пункте 4 статьи 32 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 содержатся требования к решению съезда политической партии, конференции или общего собрания регионального отделения политической партии, а в случае отсутствия регионального отделения политической партии - коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии о выдвижении кандидатов, которое должно быть оформлено протоколом (иным документом) и содержать: число зарегистрированных участников (делегатов, членов) съезда, общего собрания, конференции, число присутствующих членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии (подпункт "а"); число участников (делегатов, членов), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии (подпункт "б"); решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению. При этом указанное решение заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (подпункт в"); дату принятия решения (подпункт "г").
Как следует из материалов дела, 23 июля 2021 года Г, выдвинутый избирательным объединением - политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" кандидатом в депутаты Законодательного Собрания седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, представил в территориальную избирательную комиссию N 45 документы, предусмотренные статьей 33 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6, в том числе постановление XXI съезда политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 июля 2021 года N 423-11 о выдвижении его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11, в котором сведения о числе зарегистрированных участников (делегатов, членов) съезда отсутствуют; имеется указание, что "число зарегистрированных кандидатов, присутствующих на третьем этапе XXI Съезда политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" - 106".
По результатам анализа содержания данного документа суд апелляционной инстанции приходит к выводу об его оформлении с нарушением требований подпункта "а" пункта 4 статьи 32 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6. При этом судебная коллегия учитывает приведенные в представленном постановлении XXI съезда политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 июля 2021 года N 423-14 результаты тайного голосования, а также то, что законодательство о выборах и Федеральный закон "О политических партиях" не содержат ограничения по кругу лиц, имеющих право присутствовать на мероприятиях по выдвижению кандидатов в депутаты, в связи с чем не исключается регистрация присутствующих на съезде иных категорий лиц.
Между тем, установление данного нарушения, с учетом того, что в настоящем деле рассматриваются требования одного зарегистрированного кандидата в депутаты об оспаривании регистрации иного зарегистрированного кандидата в депутаты по тому же избирательному округу, по мнению судебной коллегии, не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом кандидата; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона; в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания
избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова" пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Принимая во внимание правовые позиции, выраженные в названном постановлении, Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ дополнена пунктом 6.1, согласно положениям которого решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Данные нарушения являются очевидными для избирательной комиссии, поскольку могли быть выявлены без дополнительной проверки, в то время как в силу их содержания в документе, исходящем от избирательного объединения, оснований для вывода о том, что они безусловно были известны или должны были быть известны кандидату на момент представления документов в избирательную комиссию, на основании имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.
Как следует из материалов дела, о приведенном выше нарушении Громов Н.С. извещен не был. Направленное в адрес данного лица избирательной комиссией извещение от 30 июля 2021 года ссылку на него не содержит.
Поскольку указанный недостаток в оформлении постановления XXI съезда политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 июля 2021 года N 423-11 являлся в силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устранимым, в отсутствии извещения о нем кандидата в депутаты избирательной комиссией имеются основания для применения положений пункта 6.1 статьи 76 названного федерального закона.
Приходя к выводу о том, что представление согласования выдвинутой съездом политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" кандидатуры Громова Н.С. Федеральным Политическим комитетом партии не являлось необходимым, суд первой инстанции правильно применил положения пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии, подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "г" пункта 1 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6, и истолковал положения пунктов 13.8, 18.1, 18.2.12, 21.2.1, 21.4.1 Устава Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы в этой части сводится к несогласию с положениями Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в связи с чем не может быть принят во внимание.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ к числу документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3).
Форма упомянутой справки установлена в Приложении N 1 к названному федеральному закону.
Согласно сноске 3 к указанной форме справки в ней указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.
Анализ содержания сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленных в избирательную комиссию Громовым Н.С, свидетельствует, что они соответствуют форме, являющейся приложением к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при этом раздел "Доходы за 2020 год" заполнен, в нем приведены сведения об источниках дохода (включая заработную плату, пенсионные и иные денежные выплаты, компенсации, от продажи имущества), а также сумма дохода по каждой из приведенных позиций.
Указанное явствует об отсутствии установленных подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации Громова Н.С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва.
Содержащаяся в административном исковом заявлении и повторяющаяся апелляционной жалобе позиция административного истца о необходимости указания в разделе "Доходы за 2020 год" вышеуказанных сведений суммы ипотечного кредита, не подлежит судебной проверке в рамках настоящего дела, поскольку недостоверность представленных кандидатом сведений служить основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата не может, так как такое основание в пункте 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не приведено.
Сообщение кандидатом недостоверных сведений влечет иные правовые последствия, нежели отказ в его регистрации. Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 33 указанного Федерального закона сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия направляет в средства массовой информации.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Александрова К.В. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.