Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, с участием прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анивского района в интересах Чуркиной В.П. к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Южно-Сахалинского городского суда от 21 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, объяснения представителя ответчика Борисенко Е.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Нишоновой Ф.А, указавшей на законность и обоснованность судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
прокурор Анивского района в интересах Чуркиной В.П. обратился в суд с иском, указав, что в ходе проведённой проверки исполнения федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов Анивского городского округа установлено, что Чуркина В.П. является инвалидом первой группы. Индивидуальной программой реабилитации Чуркиной В.П. от 19 марта 2020 года, разработанной на срок до 1 апреля 2022 года, предусмотрены технические средства реабилитации с указанием определённых параметров. Обратившись к ответчику с заявлением об обеспечении Чуркиной В.П. такими техническим средствами реабилитации, получил информацию, что ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 ноября 2020 года Чуркина В.П. будет ими обеспечена в пределах текущей потребности до конца года после поступления изделий в регион, однако обеспечена техническим средствами реабилитации не в полном объёме.
Просил возложить обязанность на ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Чуркиной В.П. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 19 марта 2020 года и заявлением от 7 июля 2020 года кресло-коляску с ручным приводом комнатную (для инвалидов и детей-инвалидов) - ширина сиденья 40 см, глубина сиденья 36 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 39 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, приспособления: боковые опоры для тела, поясной ремень, объем бёдер 95 см (1 шт.); кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов и детей-инвалидов) - ширина сиденья 46 см, глубина сиденья 36 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 39 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, приспособления: боковые опоры для тела, поясной ремень, объем бёдер 95 см (1 шт.); мочеприёмник ножной (мешок для сбора мочи), дневной (не менее 167 шт.); мочеприёмник прикроватный (мешок для сбора мочи), ночной (не менее 167 шт.); катетер уретальный длительного пользования (не менее 72 шт.).
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 21.12.2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23.03.2021 г, исковые требования удовлетворены.
На ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Чуркиной В.П. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации1 от 19.03.2020 г. и заявлением от 07.07.2020 г. кресло-коляску с ручным приводом комнатную (для инвалидов и детей-инвалидов) - ширина сиденья 40 см, глубина сиденья 36 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 39 см, вид спинки: с регулируемым углом, наклона, приспособления: боковые опоры для тела, поясной ремень, объем бёдер 95 см (1 шт.); кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов и детей-инвалидов) - ширина сиденья 46 см, глубина сиденья 36 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 39 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, приспособления: боковые опоры для тела, поясной ремень, объем бёдер 95 см (1 шт.); мочеприёмник ножной (мешок для сбора мочи), дневной (не менее 167 шт.); мочеприёмник прикроватный (мешок для сбора мочи), ночной (не менее 167 шт.); катетер уретальный длительного пользования (не менее 72 шт.).
С ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в доход ГО "Город Южно-Сахалинск" взыскана государственная пошлина в размере 50 руб.
В кассационной жалобе ГУ - Сахалинское региональное отделение ФСС РФ просит отменить решение и апелляционное определение, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Заслушав объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Чуркина В.П, является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой Бюро N 2 "ГБ МСЭ по Сахалинской области" N 1719716.
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 19.03.2020 г. года Чуркина В.П. нуждается в технических средствах реабилитации, среди которых: кресло- коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) - ширина сиденья 40 см, глубина сиденья 36 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 39 см, вид спинки - с регулируемым углом наклона, приспособления, боковые опоры для тела, поясной ремень, объем бёдер 95 см (1 шт.);- кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) - ширина сиденья 46 см, глубина сиденье; 36 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 39 см, вид спинки - с регулируемым углом наклона, приспособления ? боковые опоры для тела, поясной ремень, объем бёдер 95 см (1 шт.); мочеприёмник ножной (мешок для сбора мочи), дневной; мочеприёмник прикроватный (мешок для сбора мочи), ночной; катетер уретальный длительного пользования.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Чуркиной В.П. о возложении на ГУ - Сахалинского региональное отделение ФСС РФ обязанности по обеспечению инвалида такими техническими средствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку жалоба не содержит оснований для её удовлетворения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15- дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В пунктах 7 и 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N2347р, предусмотрены технические средства реабилитации: кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприёмники).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы ГУ - Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.