Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-635/2021 по административному исковому заявлению избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам"
по апелляционной жалобе избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" на решение Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" Щербакова И.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Петровой В.К. и Шутеевой А.В, представителя Избирательной комиссии Красноярского края Радецкой Ю.В, указывающей на обоснованность апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N 11-5191П "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" (далее - решение от 21 июля 2021 года N 203/1788-7) заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва в количестве 13 человек, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" (далее - Региональное отделение в Красноярском крае ДПР), в числе которых по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 выдвинут Кузнецов Д.К.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июля 2021 года N 197/1722-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" (далее - решение от 10 июля 2021 года N 197/1722-7) заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва в количестве 24 человек, выдвинутых избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее - Красноярское региональное отделение ЛДПР).
Красноярское региональное отделение ЛДПР обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения от 21 июля 2021 года N 203/1788-7, а также об исключении из списка кандидатов, заверенного данным решением, кандидата по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 Кузнецова Д.К.
Требования мотивированы тем, что Астахов Д.Н, подписавший документы о выдвижении списка кандидатов, не является председателем Политического совета Регионального отделения в Красноярском крае ДПР, поскольку его пятилетний срок полномочий председателя, предусмотренный уставом ДПР, истек 05 июля 2017 года. На представленных для заверения списка кандидатов документах проставлена печать с иным наименованием избирательного объединения - Красноярское региональное отделение политической партии "Демократическая партия России" и с иным ОГРН N, которое прекратило деятельность 09 февраля 2009 года. Кузнецов Д.К, выдвинутый Региональным отделением в Красноярском крае ДПР кандидатом по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 и поименованный в списке кандидатов, заверенном решением от 21 июля 2021 года N 203/1788-7, также был включен в список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Красноярском крае, который был заверен решением Избирательной комиссии Красноярского края от 20 июля 2021 года N 202/1771-7. Оспариваемое решение от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 нарушает права административного истца, а также принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, избирательных объединений.
Решением Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Регионального отделения в Красноярском крае ДПР Щербаков И.П. просит отменить решение суда ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения судом норм материального права, прекратив производство по делу. Судом первой инстанции не было учтено, что действующее избирательное законодательство содержит только два основания для принятия решения избирательной комиссией об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам: отсутствие документов, необходимых для представления и заверения списка кандидатов; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов. В Избирательную комиссию Красноярского края были представлены списки кандидатов Регионального отделения в Красноярском крае ДПР в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, которые оформлены по установленной форме, подписаны лицом, уполномоченным на подписание, содержат все необходимые данные и сведения, позволяющие однозначно определить какой кандидат по какому одномандатному избирательному округу был выдвинут избирательным объединением. Недостатки в оформлении документов не указаны в качестве основания для принятия решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов. При этом, спорный момент в оформлении документов не создает сомнение в действительности принятия политической партией решения о выдвижении конкретных граждан по одномандатным округам. Кроме того, избирательное законодательство позволяет до регистрации списка устранить недостатки в документах. Также апеллянт в жалобе ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N6-П.
На апелляционную жалобу административным истцом, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения. Избирательной комиссией Красноярского края поданы письменные пояснения, в которых они считают решение от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением (пункт 2); кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам, кроме случая выдвижения его одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9); при этом кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения (пункт 10).
Согласно пунктам 1 и 1.1. статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Согласно подпункту "п" части 2 статьи 13 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее - Уставной закон от 21 апреля 2016 года N 10-4435) Избирательная комиссия Красноярского края заверяет списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, и списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по единому краевому избирательному округу.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 18 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года N 10-4435 одним из оснований для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам является несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ).
В силу пункта 14.4 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Аналогичные требования установлены пунктом 17 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года N 10-4435.
Таким образом, к нормативным требованиям к выдвижению кандидатов относится соблюдение предписаний о виде, форме и содержании документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, а также осуществление юридически значимых действий по выдвижению кандидатов федеральным законодательством, региональным законодательством на избирательное объединение возложена обязанность заверять документы печатью избирательного объединения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ политическая партия является некоммерческой организацией. В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих объединениях" такая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04 июля 2012 года Управлением Министерства Российской Федерации по Красноярскому краю было принято решение о регистрации Регионального отделения в Красноярском крае ДПР в качестве некоммерческой организации, о чем выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации от 06 июля 2012 года; 05 июля 2012 года запись о Региональном отделении в Красноярском крае ДПР внесена в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением ОГРН N; Региональное отделение в Красноярском крае ДПР имеет свою печать с полным наименованием некоммерческой организации на русском языке и указанием ОГРН N.
Вместе с тем, Региональным отделением в Красноярском крае ДПР при заверении всех документов, представленных в Избирательную комиссию Красноярского края, использовалась печать несуществующей политической партии - Красноярское региональное отделение политической партии "Демократическая партия России" с иным ОГРН N, которое прекратило деятельность 09 февраля 2009 года.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о нарушении избирательным объединением требований пункта 14.4 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 17 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года N 10-4435, выразившихся в заверении списка кандидатов, выдвинутых Региональным отделением в Красноярском крае ДПР, печатью иного юридического лица. Избирательным объединением нарушены требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в части нормативных предписаний об удостоверении списка кандидатов собственной печатью избирательного объединения, что является основанием для отказа в заверении списка.
Судебная коллегия находит необоснованными, основанными на неправильном толковании норм материального права доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящем случае юридически значимыми обстоятельствами являются недостатки документа, которые могут быть восполнены по правилам статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ. Печать подтверждает подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, связанные в том числе с выполнением ими юридических действий, подтверждает волю такого объединения. Поэтому применение печати иной политической партии является не просто недостатком документа, а существенными нарушениями установленных законом требований. Кроме того, указанные положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в данном случае не предусматривают устранение таких нарушений на следующей стадии избирательного процесса.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить то, что об использовании печати несуществующей политической партии избирательному объединению Региональное отделение в Красноярском крае ДПР было известно, что следует из пояснений представителя данного избирательного объединения Вовк Е.С, имеющихся в аудиопротоколе судебного заседания от 09 августа 2021 года, о том, что печать на списке кандидатов поставлена не ошибочно. Из имеющегося в материалах дела протокола общего собрания Регионального отделения в Красноярском крае ДПР от 18 июля 2021 года усматривается, что образцом оттиска печати для финансовых документов принята печать - Красноярское региональное отделение политической партии "Демократическая партия России", ОГРН N, т.е. печать прекратившего свою деятельность юридического лица.
Также судом первой инстанции верно отмечено, что в нарушение пункта 7 статьи 20 Уставного закона от 21 апреля 2016 года N 10-4435, пунктов 2.4 и 2.7 Перечня и форм документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, утвержденных решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1633-7 избирательное объединение Региональное отделение в Красноярском крае ДПР представило в избирательную комиссию решение о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, а также список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения, заверенные печатью прекратившего свою деятельность юридического лица.
Оценивая иные доводы административного истца, суд первой инстанции установил, что документы для заверения списка кандидатов избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае ДПР подписаны уполномоченным лицом Астаховым Д.Н, который был избран председателем на общем собрании Регионального отделения в Красноярском крае ДПР 05 июля 2017 года, что подтверждается выпиской из протокола собрания, кроме того, согласно выписке из Единого реестра юридических лиц от 30 июля 2021 года председателем регионального отделения является Астахов Д.Н, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Также суд первой инстанции установил, что поскольку на момент принятия оспариваемого решения от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 Кузнецов Д.К. не состоял в списке кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением, и не являлся лицом, давшим согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения, суд правильно отклонил доводы иска о наличии у Избирательной комиссии Красноярского края оснований для исключения его из списка.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Мотивированное апелляционное определение составлено 01 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.