Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-393/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девайс про" к Думе города Владивостока о признании недействующими пунктов 1.7.11 и 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", по апелляционной жалобе Думы города Владивостока на решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2020 года, которым удовлетворены административные исковые требования частично.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Думой города Владивостока принято решение от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке на 2016 год" (далее - Решение N 505).
В Приложении 1 к Решению N 505 определены виды функционального использования земельных участков и установлены соответствующие им величины коэффициента функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке.
Пунктом 1.7.11 Приложения 1 к Решению N 505 на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли "строительство административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства свыше пяти лет с момента предоставлении земельного участка", значение коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке, установлено в размере "10"; пунктом 1.8.8 - на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли "строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка" значение коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке, установлено в размере "10".
Общество с ограниченной ответственностью "Девайс про" (далее - ООО "Девайс про", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 1.7.11 и 1.8.8 Приложения N 1 к Решению N 505 в части установления значения коэффициента функционального использования "10" для земельных участков с видом разрешённого использования - "строительство административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка".
Требования мотивированы тем, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N с местоположением относительно ориентира - "адрес", категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: дома и зоны отдыха для использования в целях строительства многофункционального центра отдыха, включающего в себя комплекс строений и сопутствующих сооружений. При расчёте арендной платы за данный земельный участок использована величина коэффициента функционального использования, установленная пунктом 1.7.11 Приложения N 1 к Решению N 505. При рассмотрении судебного спора в порядке арбитражного производства о взыскании с административного истца задолженности по арендной плате установлено, что расчёт арендной платы с применением коэффициента, установленного пунктом 1.7.11 Приложения N 1 к Решению N 505, является неверным, подлежал применению коэффициент, предусмотренный пунктом 1.8.8 Приложения N 1 к Решению N 505 (строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка). В обоих случаях (пункт 1.7.11 и пункт 1.8.8) величина коэффициента одинаковая и составляет "10". Решение N 505 принято в нарушение принципа экономической обоснованности определения арендной платы, поскольку отсутствуют какие-либо документы, содержащие анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчёт значений утверждённых коэффициентов, что нарушает права ООО "Девай про" как землепользователя, в том числе, права на экономически обоснованную арендную плату за земельный участок.
Решением Приморского краевого суда от 16 ноября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.8.8 Приложения N1 к Решению N505.
В апелляционной жалобе Дума города Владивостока просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Полагает вывод суда о том, что соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении величин корректирующих и функциональных коэффициентов должно быть доказано путем предоставления соответствующих документов, подтверждающих их расчет, является несостоятельным.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения. Администрация города Владивостока в письменном отзыве апелляционную жалобу считает обоснованной.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения и отзыв на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из подпункта 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 11 марта 2015 года N 75-па, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается по формуле: А = К x Сап, где: А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка.
Ставка арендной платы за использование земельного участка устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
10 августа 2015 года Думой города Владивостока принят Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Владивостокского городского округа, предоставленные в аренду без торгов.
Из пункта 2.4 данного Порядка следует, что ставка арендной платы рассчитывается по формуле: Ас = Сзн x Кфи x Ккор, где: Сзн - ставка земельного налога, %; Кфи - коэффициент функционального использования; Ккор - корректирующий коэффициент.
Как указано выше, оспариваемым нормативно-правовым актом установлены величины корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 03 марта 2005 года N 49 владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 22 Устава города Владивостока относит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности к исключительной компетенции Думы города Владивостока.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, пришел к обоснованным выводам, что оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят Думой города Владивостока в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, опубликован в газете "Вестник Думы города Владивостока" N 33 от 10 августа 2015 года и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что 17 декабря 2013 года между Управлением муниципальной собственности города Владивостока ("Арендодатель") и ООО "Девайс про" ("Арендатор") заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 20500 кв.м, расположенного относительно ориентира - "адрес", сроком по 16 декабря 2062 года.
Пунктом 4.1 данного договора определен расчет арендной платы в размере 1 603, 63 рубля в год, 133, 64 рубля - в месяц. Изменение годового размера арендной платы, определённого в соответствии с настоящим договором может изменяться в соответствии с изменением кадастровой стоимости земельного участка (пункт 4.6 договора).
Согласно Приложению N 2 к данному договору итоговая сумма арендной платы рассчитывается по формуле: Алл = Ас х Скд, где Алл - годовая сумма арендной платы за год, руб.; Ас - ставка арендной платы, %; Скд - кадастровая стоимость земельного участка, руб. Ставка арендой платы рассчитывается по формуле: Ас = Сзн х Кфи х Ккор, где: Сзн - ставка земельного налога, %; Кфи - коэффициент функционального использования;
Ккор - корректирующий коэффициент. При этом коэффициент функционального использования в расчете определен со значением "3, 5". В последующем Управлением муниципальной собственности города Владивостока коэффициент функционального использования в данном расчете определен со значением "10".
Судом установлено, что в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 22 455 998 рублей, арендная плата по договору аренды с 18 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года определена в размере 4 587, 84 рубля в год, 381, 82 рубля в месяц; с 1 января 2019 года - 3 368 399 рублей в год, 280 699, 98 рублей в месяц.
С учетом постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2020 года по делу N А51-24192/2019 по иску Управления муниципальной собственности города Владивостока к ООО "Девайс про" о взыскании задолженности по арендной плате, суд первой инстанции правильно установил, что при расчете арендной платы по договору от 17 декабря 2013 года применяется коэффициент функционального использования, установленный пунктом 1.8.8 Приложения 1 к Решению N 505, со значением "10".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении, при принятии административным ответчиком оспариваемого нормативного акта, принципа экономической обоснованности, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что экономическое обоснование для установления значения коэффициента функционального использования "10" в отношении земельных участков с видом функционального использования земли - строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка, не подтверждено. Данных о проведении анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принцип экономической обоснованности, с учетом состава формулы расчета арендной платы, учтен при установлении кадастровой стоимости земельного участка, выводы краевого суда не опровергают. Оспариваемый коэффициент функционального использования, применяемый при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке, является одним из составляющих ставки арендной платы и к размеру кадастровой стоимости земельного участка отношения не имеет.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, они аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 -311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы города Владивостока - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Приморский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.