Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С, судей Козиной Е.Г, Штанова С.В, при секретаре Мирской Н.О, рассмотрела в открытом судебном заседании 25 августа 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Сундикова С.И. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Кистенёва К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Штанова С.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Сундиков С.И. обратился в суд с указанным иском к Администрации городского округа Саранск (далее - Администрация, ответчик) по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. Постановлением Администрации от 5 августа 2020 г. он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Просил суд обязать Администрацию предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью, не менее 33 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Саранск.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кистенёв К.И. просит решение суда отменить как постановленное с нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди. Указывает, что решение суда не может быть исполнено ввиду недостаточности финансирования данных мероприятий, которые исполняются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Российской Федерации; данным решением суда ущемляются права и законные интересы других детей указанной категории. Суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство образования Республики Мордовия, уполномоченное обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Полагает, что истцом выбран неверный способ защиты права, поскольку в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и не условиях, установленных Правительством Республики Мордовия. В полномочия органа местного самоуправления не передана обязанность по предоставлению жилых помещений для временного проживания на период до предоставления специализированных жилых помещений.
В судебное заседание представители: Администрации, Министерства финансов Республики Мордовия, Министерства образования Республики Мордовия (просит рассмотреть дело в их отсутствие) не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела, ходатайство не заявляли.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения Сундикова С.И, его представителя Евдокимову О.В, просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Сундиков С.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца С.Е.И. лишена родительских прав на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 октября 2006 г. Сведения об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствуют. "дата" мать истца С.Е.И. умерла.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия "N" от 21 декабря 2005 г. опекуном несовершеннолетнего Сундикова С.И. назначена С.З.К.
Истец является членом семьи С.З.К. - нанимателя квартиры по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. За истцом на праве общей долевой собственности зарегистрирована "данные изъяты" доля квартиры по указанному адресу.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г. установлен факт невозможности проживания Сундикова С.И. в жилом помещении по вышеуказанному адресу в виду того, что на каждого проживающего в квартире по указанному адресу приходится менее учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, и за Сундиковым С.И. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Саранск Республики Мордовия.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 5 августа 2020 г. N 1159 Сундиков С.И. включен в муниципальный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно сообщению Министерства образования Республики Мордовия от 30 ноября 2020 г. Сундиков С.И. включен в сводный республиканский список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В сводном списке по состоянию на 1 декабря 2020 г. по городскому округу Саранск истец значится за номером 342. Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения по го Саранск будет производиться по мере поступления необходимых финансовых средств, предназначенных для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация, наделённая государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить Сундикову С.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет, не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 23 апреля 2013 г. N 32-З, администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилыми помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение Сундикова С.И. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться Администрацией за счет субвенций, предоставляемых бюджету городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очередности, является необоснованной.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очередности.
Отсутствие у Администрации полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, Администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы ответчика о необходимости привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерство образования Республики Мордовия, поскольку принятым решением на указанное лицо какие-либо обязанности возложены не были. Кроме того, Министерство образования Республики Мордовия участвовало в суде первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика. Ходатайства о необходимости привлечения в качестве ответчика Министерство образования Республики Мордовия представителем Администрации в суде первой инстанции не заявлялось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Кистенёва К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи Е.Г. Козина
С.В. Штанов
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 августа 2021 г.
Судья С.В. Штанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.