Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Никитиной А.В. и Маловой Н.Б.
при ведении протокола помощником судьи Никитиной Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 30 апреля 2021 года по иску К.А.П. к управляющей компании ООО "Наш город" о признании законными установленных размеров оплаты за содержание общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконными применения иного установленного размера оплаты за содержание общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.П. обратилась с иском, мотивируя требования тем, что является собственником квартиры (...), на основании решения общего собрания собственников помещений управление многоквартирным домом N осуществляет ООО "Наш город". Решением общего собрания указанного многоквартирного дома, оформленным протоколом от 19 декабря 2014 года, установлен размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме в размере 14 руб. 08 коп. за 1 кв.м, а решением общего собрания многоквартирного дома, оформленным протоколом от 20 декабря 2015 года, утвержден размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме в размере 10 руб. за 1 кв.м. В последующем, с 1 сентября 2019 года управляющая компания применяет размер платы за содержание общего имущества дома на основании постановления администрации Кемского муниципального района N623 от 12 июля 2019 года в размере 18 руб. 69 коп. за 1 кв.м. Однако, собственники помещений многоквартирного дома решение об изменении тарифа не принимали, при этом орган местного самоуправления не правомочен изменять такой тариф, если собственниками многоквартирного дома избрана управляющая компания, иное противоречило бы положениям действующего законодательства. Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает срок действия размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также срок его действия.
На основании изложенного, истица просила: признать законным размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома (...) в размере 14 руб. 08 коп. за 1 кв.м, утвержденный решением общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленным протоколом от 19 декабря 2014 года, и в размере 10 руб. за 1 кв.м, утвержденный решением общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленным протоколом от 20 декабря 2015 года; признать незаконным применение управляющей компанией ООО "Наш город" с 01 сентября 2019 года размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: (...) размере 18 руб. 69 коп. за 1 кв.м. на основании постановления администрации Кемского муниципального района N623 от 12 июля 2019 года; обязать ООО "Наш город" произвести ей перерасчет с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года включительно исходя из тарифа в размере 10 руб. за 1 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Кемского муниципального района и ООО "Расчетный центр".
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда истица не согласна, в апелляционной жалобе просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает ежегодного принятия решения об установлении размера платы за жилое помещение, управляющая компания не наделена полномочиями в одностороннем порядке изменять установленный размер тарифа за содержание жилого помещения, в том числе на основании постановления органа местного самоуправления. Представленный в материалы дела ответчиком договор управления общим собранием собственников многоквартирного дома не принимался, вопросы, связанные с его заключением, не ставились и не обсуждались. Обращает внимание, что ранее утвержденный собственниками многоквартирного дома тариф на содержание общего имущества дома не изменялся до 01 сентября 2019 года. Собственники помещений многоквартирного дома не давали согласие на изменение тарифа, от управляющей организации не было соответствующих предложений, не представлялся отчет о затраченных денежных средствах, проделанных работах и планах на будущие работы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К.А.П. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика, директор ООО "Наш город" Г.Н.Л. полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила отказать в её удовлетворении.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы; в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным применения управляющей компанией ООО "Наш город" с 01 сентября 2019 года тариф за содержание общего имущества в размере 18 руб. 69 коп. за 1 квадратный метр и перерасчете платы в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что К.А.П. является собственником квартиры (...). Решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, оформленным протоколом от 02 августа 2012 года, избран способ управления домом, с 01 августа 2012 года управляющей организацией избрано ООО "Управляющая компания - Салтыков". ООО "Наш город" является правопреемником указанной управляющей компании на основании разделительного баланса от 22 января 2013 года.
Решением собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленным протоколом N от 19 декабря 2014 года, утвержден тариф на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирном доме в размере 14 руб. на 1 кв.м на 2015 год.
Решением собственников этого многоквартирного дома, оформленным протоколом N от 20 декабря 2015 года, утвержден тариф на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе размещение (сбор), вывоз (транспортировку) и утилизацию ТБО (твердых бытовых отходов) в размере 10 руб. за 1 кв.м на 2016 год.
Постановлением администрации Кемского муниципального района (далее - Администрация) от 12 июля 2019 года N623 установлен с 01 сентября 2019 года размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в размере, согласно приложению к настоящему постановлению для многоквартирных домов, оборудованных внутридомовыми системами, отоплением, водоснабжения и водоотведения - 18 руб. 69 коп. Постановлением Администрации от 25 ноября 2019 года внесены изменения в пункт 1 указанного постановления, исключены слова "решение о выборе способа управления многоквартирным домом".
Ссылаясь на положения части 4 статьи 158 ЖК РФ и указанное постановление администрации Кемского муниципального района ООО "Наш город" с 01 сентября 2019 года установило плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (...) в размере 18 руб. 69 коп. за 1 кв.м.
Заявляя исковые требования, истец полагает, что начисление управляющей компанией платы, предусмотренной постановлением органа местного самоуправления, является неправомерным, расчет платы должен производиться из тарифа, установленного общим собранием собственников жилых помещений 20 декабря 2015 года, в размере 10 руб. за 1 кв. м.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154 и 158 ЖК РФ, пришел к выводу, что установление управляющей компанией платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с нормативным актом органов местного самоуправления в отсутствие решения собственников о размере такой платы, соответствует требованиям жилищного законодательства. Поскольку решения собственников помещений указанного многоквартирного дома от 19 декабря 2014 года и от 20 декабря 2015 года не оспорены, срок действия установленных в них тарифов истек, отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании законными тарифов по оплате за управление и содержание общего имущества многоквартирного дома.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным применения управляющей компанией с 01 сентября 2019 года размера оплаты за содержание общего имущества в размере 18 руб. 69 коп. за 1 кв.м и перерасчете оплаты, полагает такие выводы постановленными с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч.9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 3.1 указанных выше Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее, чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Пунктом 14 указанного постановления Пленума определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании таких собственников размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует, в первую очередь, учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 года).
Пунктом 17 постановления Пленума установлено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 cтатьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи450 - 453 ГК РФ).
Из системного толкования приведенных нормативных положений, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
При этом нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома, а управляющая организация наделена правом только предлагать перечень необходимых услуг и их стоимость, учитывая состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения конкретного многоквартирного дома, однако утверждение перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размера их финансирования относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку собственники многоквартирного дома (...) выбрали предусмотренный жилищным законодательством способ управления и приняли первое решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, следовательно, собственники уже выразили свою волю на самостоятельное определение размера платы за жилое помещение.
Поскольку применение ставок и тарифов, определенных органами местного самоуправления, возможно только в случае отсутствия изначально решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, что прямо следует из положений статьи 158 ЖК РФ, обязанность органов местного самоуправления по установлению ставок и тарифов играет компенсаторную роль в том случае, когда правообладатели не имеют намерений самостоятельно определить размер платы за содержание жилого помещения.
Между тем, в рамках настоящего спора установлено наличие такого волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома (...) на установление тарифа на содержание жилого помещения, утвержденного решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, оформленного протоколом общего собрания собственников указанного многоквартирного дома.
Действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы истца в указанной части обоснованными.
Судебная коллегия принимает во внимание, что управляющей организацией не представлено доказательств, что повышение тарифа на содержание жилого помещения до 18 руб. 69 коп. было связано с применением индексации. Таким образом, у управляющей компании не имелось оснований для применения указанного тарифа при начислении истцу оплаты за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме с ХХ.ХХ.ХХ.
В связи с изложенным и учитывая положения статьи 196 ГПК РФ о разрешении спора в пределах заявленных исковых требований, начисленная К.А.П, как собственнику жилого помещения - квартиры (...), оплата за содержание общего имущества в многоквартирном доме подлежит перерасчету с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года в соответствии с тарифом, установленным решением общего собрания собственников помещений 20 декабря 2015 года в размере 10 руб. за 1 кв. м.
Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным применения управляющей компанией ООО "Наш город" с 01 сентября 2019 года размера оплаты за содержание общего имущества в многоквартирном доме (...) в размере 18 руб. 69 коп. за 1 кв.м и перерасчете оплаты нельзя признать законным и обоснованным, в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене, с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 30 апреля 2021 года по настоящему делу отменить в части отказа К.А.П. в удовлетворении иска о признании незаконным применение ООО "Наш город" с 01 сентября 2019 года тарифа по оплате за содержание общего имущества в размере 18 руб. 69 коп. за 1 квадратный метр и перерасчете платы, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении иска.
Признать незаконным применение ООО "Наш город" с 01 сентября 2019 года тарифа на содержание общего имущества в размере 18 руб. 69 коп. за 1 квадратный метр собственнику жилого помещения - квартиры (...)
Обязать ООО "Наш город" произвести перерасчет К.А.П, собственнику жилого помещения - квартиры (...) оплату за содержание общего имущества с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года исходя из тарифа 10 руб. за 1 кв.м.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.