Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А, судей Качура И.О, Седых Н.А, при секретаре Синцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Снеткова В.Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании незаконными бездействия по не рассмотрению возражений, решений о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц
по апелляционной жалобе представителя административного истца Лоскутова Р.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 мая 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О, судебная коллегия
установила:
04 марта 2021 года Снетков В.Л. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области) о признании незаконными бездействия по не рассмотрению возражений от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за ГРН N, решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении записи в ЕГРЮЛ за ГРН N.
В обоснование заявленных требований Снетков В.Л. указал, что являясь членом садоводческого некоммерческого товарищества " Т. " (далее - СНТ " Т. ") ДД.ММ.ГГГГ направил в Межрайонную ИФНС России N 1 по Сахалинской области по форме Р38001 возражения относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по вх N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СНТ " Т." (ОГРН N), которые ДД.ММ.ГГГГ возращены налоговым органом без рассмотрения. Отказ мотивирован направлением возражений после приостановления государственной регистрации. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом принято решение о регистрации изменений по документам, представленным ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого лицом имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица зарегистрирована А.Т. Основанием для включения в ЕГРЮЛ данных сведений явились документы, представленные ДД.ММ.ГГГГ на регистрацию, указывающие на проведение общего собрания членов СНТ " Т. ", в том числе и по вопросу перевыборов председателя товарищества. Однако Снетков В.Л, как член товарищества, о проведении общего собрания членов СНТ " Т. " не уведомлялся и участие в нем не принимал, что непосредственно отразил в своих возражениях оставленных без рассмотрения налоговым органом. При таких обстоятельствах, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о регистрации изменений за ГРН N, а в дальнейшем произведена регистрация изменений за ГРН N на основании документов, не являющихся достоверными, что противоречит принципу достоверности информационного ресурса и нарушает права административного истца, как члена СНТ иметь легитимно избранный единоличный исполнительный орган товарищества.
Указывает, что в нарушение требований части 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ по возражению налоговым органом не проведена, уведомлений о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений в адрес истца налоговым органом не представлено. Письмо Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N не свидетельствует о соблюдении приведенных требований Федерального закона N 129-ФЗ и приказа Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 года N MMB-7-14/72@, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой результат рассмотрения заявлений по форме N Р38001, - как оставление без рассмотрения. Кроме того, в силу положений подпункта "л" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации.
На основании изложенного Снетков В.Л. полагает, что бездействия Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области по не рассмотрению возражений нарушают его права, повлекли необоснованное включение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений. Кроме того на основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят в члены правления СНТ " Т, но поскольку в настоящее время состав правления незаконно сменен, то Снетков В.Л. лишен права принимать управленческие решения и осуществлять контроль за деятельностью товарищества.
Определением суда от 29 марта 2021 года судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено СНТ "Тимирязевское".
В судебном заседании представитель административного истца Лоскутов Р.В. заявленные требования поддержал, представитель Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области Федоров А.П. в удовлетворении административного иска просил отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое представитель административного истца Лоскутов Р.В. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на обстоятельства, явившиеся основанием для обращения с административным иском в суд. Считает, что вопреки доводам суда, проверка налогового органа не являлась бы повторной, поскольку поданные возражения Снеткова В.Л. содержали иные основания и поданы другим субъектом.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Лоскутов Р.В. апелляционную жалобу поддержал, по изложенным в ней основаниям. Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Положениями статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В силу части 6 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 4.2 статьи 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.
На основании пункта 19 Приказа Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, основанием для проведения которой являлось соответственно возражение относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанные возражение, заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление.
С учетом приведенных положений само по себе поступление в регистрирующий орган возражения о предстоящей регистрации не является безусловным основанием для отказа во внесении в реестр соответствующих изменений. Возражения подлежат рассмотрению в порядке и в срок, которые предусмотрены вышеприведенными законоположениями, с принятием соответствующего решения. Лишь при обоснованности поступивших возражений регистрирующий орган вправе отказать во внесении таких изменений.
При этом, указанные в пунктах 2 и 4 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@ обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случае если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица (подпункт 8 пункта 5 Приложения N к Приказу N ММВ-7-14/72@).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России N 1 по Сахалинской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, А.Т. в отношении СНТ " Т. " (ОГРН N, ИНН N) представлено заявление по форме N Р13014 в связи с прекращением полномочий председателя товарищества С.В, с возложением данных полномочий на заявителя. Личность и полномочия заявителя проверены нотариусом, о чем имеются соответствующие сведения в представленном заявлении.
ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России N 1 по Сахалинской области от С.В. поступили возражения (форма N Р38001) относительно предстоящей государственной регистрации по представленным А.Т. документам. В обоснование возражения С.В. сослался на не проведение общего собрания участников товарищества по вопросу избрания А.Т. председателем СНТ.
На основании пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ налоговым органом принято решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России N 1 по Сахалинской области также поступили возражения Снеткова В.Л. относительно предстоящей государственной регистрации по представленным А.Т. документам, в которых заявителем указано, что члены товарищества не принимали решение о назначении А.Т. на должность председателя.
При этом возражения заявителя оставлены Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области без рассмотрения по причине их поступления в регистрирующий орган после принятия решения о приостановлении государственной регистрации, о чем последний проинформирован письмом от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области принято решение о государственной регистрации заявленных А.Т. изменений (ГРН записи N).
Впоследствии на основании представленных А.Т. документов (в связи с исправлением ошибок, допущенных заявителем), сведения об имени А.Т. в ЕГРЮЛ изменены (решение о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, ГРН записи N).
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поданные Снетковым В.Л. возражения в адрес Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области в порядке и в срок, предусмотренные вышеприведенными законоположениями, не рассмотрены, а соответствующее решение не принято.
Вместе с тем, достаточных оснований для удовлетворения административного иска Снеткова В.Л. судебная коллегия не усматривает, поскольку наличие поступившего возражения административного истца не могло явиться безусловным основанием для отказа в регистрации. Ссылки Снеткова В.Л. на пп. "л" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ являются несостоятельными, поскольку правовое регулирование предусматривает отказ в государственной регистрации в случае получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц, к числу которых Снетков В.Л. не относится.
Кроме того, подпункт 8 пункта 5 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@ содержит прямой запрет на право проведения регистрирующим органом мероприятий по проверке, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, если в заявлении о недостоверности сведений указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Поступившие в налоговый орган возражения заинтересованного лица Снеткова В.Л. относительно предстоящей государственной регистрации содержат сведения об оспоримости решения общего собрания членов СНТ " Т. ", оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, которое к моменту осуществления регистрационных действий в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
При установленном нормативно-правовом регулировании рассматриваемых в настоящем случае отношений и установленных по делу обстоятельств у регистрирующего органа не имелось предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, что не влечет нарушение прав и законных интересов Снеткова В.Л.
По изложенным выше основаниям доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Лоскутова Р.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Крылов Н.А.
Судьи Качура И.О.
Седых Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.