Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холиковой Е.А, при секретаре Андриановской А.И, с участием прокурора Юрченковой Л.Н, рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У.Т.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части
установил:
решением Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 4 октября 2010 г. N утвержден генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, решением Совета депутатов от 29 марта 2013 г. N Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области утверждены Правила землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Решением Смоленской районной Думы N от 19 июня 2018 г. утверждено внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Решение Смоленской районной Думы N от 19 июня 2018 г. опубликовано в газете "Сельская правда" 4 июля 2018 г.
У.Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим генеральный план и правила землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащий ей на праве собственности включен в границы населенного пункта... без отнесения данного участка к категории земель "земли населенных пунктов".
Требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи от 12 декабря 2011 г. У.Т.В. был приобретен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", который относится к категории земель "сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием "для ведения огородничества", при этом согласно графической части Генерального плана указанный земельный участок расположен в границах населенного пункта... в зоне Ж1, а в текстовой части генерального плана указания о данном участке отсутствует, что делает правовое положение административного истца, как собственника, неопределенным.
Уточнив требования, просила признать недействующим с момента вступления решения суда генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденный решением Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. N в той части, в которой границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не определены относительно границ населенного пункта...
Полагает, что генеральный план в оспариваемой части не соответствует требованиям ст.23 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), как допускающий его неоднозначное толкование.
Административный истец У.Т.В. в Смоленский областной суд не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ее представитель - Ш.М.П. в судебном заседании поддержал доводы уточненного административного иска.
Представитель административного ответчика Смоленской районной Думы муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области и заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области С.Е.В. административный иск не признала, указала, что оспариваемый генеральный план соответствует требованиям действующего законодательства, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе по использованию земельного участка.
Отметила, что на момент утверждения генерального плана Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в 2010 году сведения о границах спорного земельного участка в ЕГРН отсутствовали, однако согласно графической части генерального плана земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащий У.Т.В. уже был включен (расположен) в границах населенного пункта... Кроме того пояснила, что в соответствии с законодательством, действующим на момент вынесения решения об утверждении генерального плана от 04 октября 2010 г, содержание перечня земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме не требовалось.Ввиду того, что при внесении изменений в генеральный план 18 июня 2018 г. решением Смоленской районной Думы N спорный земельный участок не включался в границы населенного пункта.., то и оснований для включения этого участка в перечень участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения не имелось.
Отметила, что Администрацией в целях информационного взаимодействия были направлены в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области XML-документы, воспроизводящие сведения по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" и справка о включении в границы населенного пункта д.... этого земельного участка, согласно графической части генерального плана Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденного решением Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 04 октября 2010 г. N.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился, письменных возражений на иск не представил.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в суд также не явился, уведомлен надлежащим образом. В письменных возражениях на иск указал, что Управление не имеет какой-либо заинтересованности по настоящему спору, в связи с этим оставляют рассмотрения данного дела на усмотрение суда (л.д.34-38 том 1).
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Юрченковой Л.Н, указавшей на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения.
В соответствии с частью 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 12 декабря 2011 г. на основании постановления Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 15 октября 2007 г. N Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области и У.Т.В. заключили договор купли продажи земельного участка. Предметом указанного договора является земельный участок в границах плана, прилагаемого к настоящему договору, площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения огородничества, расположенный по адресу:.., о чем в ЕГРН 23 января 2012 г. сделана запись регистрации.
Как следует из ответов на обращение У.Т.В. в Администрацию МО "Смоленский район" Смоленской области от 14 января 2019 г. N и от 11 сентября 2019 г. N согласно генеральному плану Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в границах д..., для испрашиваемой территории установлена территориальная зона Ж1.
При обращении У.Т.В. в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", уведомлением Управления от 11 февраля 2019 г. ей отказано в учете изменений объекта недвижимости ввиду не предоставления Администрацией Муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области материалов по обоснованию генерального плана Дивасовского сельского поселения в текстовой форме, содержащих перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (том 1 л.д.19).
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на разные категории: на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда и др. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельный участок в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Следовательно, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования.
При этом Правилами землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена территориальная зона Ж-1. Границы спорного земельного участка в координатах согласно кадастровому делу установлены в 2007 г.
Согласно графическим материалам и пояснениям представителя административного ответчика - Смоленской районной Думы муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области С.Е.В. границы населенного пункта -... определены условно, при этом сведения о них в ЕГРН не включены.
При этом спорный земельный участок на графических картах входит в условно обозначенные границы населенного пункта -.., что не оспаривается сторонами.
Таким образом, фактически был осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с одной категории - "земли сельскохозяйственного назначения" на другую - "земли населенных пунктов", при этом в текстовой части генерального плана Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, размещенного на официальном сайте администрации, в нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ и методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития российской Федерации от 26 мая 2011г. N244, описание земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не содержится.
Изложенное в совокупности свидетельствует о неопределенности местонахождения названного земельного участка относительно границ населенного пункта...
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденный решением Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 4 октября 2010 г. N, в который решением Смоленской районной Думы N от 19 июня 2018 г. внесены изменения подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он не соответствует ст. 23 ГрК РФ, и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, носит неопределенный характер в той части, в которой не позволяет достоверно определить местоположение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" относительно границ населенного пункта д...
Так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся, то с учетом положений ст. 215 КАС РФ суд считает возможным признать оспариваемые положения генерального плана не действующими с даты принятия настоящего решения суда.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного иска У.Т.В. была уплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты" (л.д.3 том 1).
Данные судебные расходы подлежит взысканию со Смоленской районной Думы в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 179 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Признать не действующим с момента вступления в силу решения суда генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденный решением Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 4 октября 2010 г N, в который решением Смоленской районной Думы N от 19 июня 2018 г. внесены изменения, в части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" относительно границ населенного пункта деревня...
Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Взыскать со Смоленской районной Думы Смоленской области в пользу У.Т.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 августа 2021 г.
Судья Е.А.Холикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.