Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи
судей
при секретаре судебного заседания
Строчкиной Е.А, Кострицкого В.А. и Пшеничной Ж.А.
Заболоцкой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-1026/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю к Семашкевичу К.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе представителя административного истца - заместителя начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Дудко С.В. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 апреля 2021 г, которыми административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца по доверенности Габриелян К.К. и административного ответчика Семашкевича К.Л, судебная коллегия
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее - Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю, налоговый орган, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Семашкевичу К.Л. о взыскании задолженности в размере 5 273, 37 руб. (образовавшейся по сроку уплаты, указанному в требовании), в том числе по уплате земельного налога с физических лиц за 2016 год в размере 578, 91 руб. (пеня), за 2017 год - 95, 72 руб. (пеня), за 2017 год - 2 270 руб. (налог) и 32, 01 руб. (пеня), за 2018 год - 2 270 руб. (налог) и 26, 73 руб. (пеня).
В обоснование заявленных требований указано, что Семашкевич К.Л. состоит на учете в налоговом органе и является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Налогоплательщику произведено начисление сумм земельного налога с направлением налоговых уведомлений от 10 июля 2019 г. N 34227049 и от 23 сентября 2018 г. N 27251450, однако обязанность по своевременной уплате налога не исполнена, в связи с чем Инспекцией на суммы задолженности начислены пени и направлены требования от 28 января 2019 г. N 11450, от 11 июля 2019 г. N 109868, от 28 января 2020 г. N 14329, которые оставлены без удовлетворения.
По заявлению налогового органа мировым судьей 30 июня 2020 г. вынесен судебный приказ N 2а-759-28-508/20 о взыскании задолженности, который был отменен определением мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г. Ставрополя 27 июля 2020 г.
В настоящее время обязанность по уплате сумм налога не исполнена.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 апреля 2021 г. административные исковые требования Межрайонной ИФНС N 12 по Ставропольскому краю к Семашкевичу К.Л. о взыскании задолженности по налогам оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе заместитель начальника Межрайонной ИФНС N 12 по Ставропольскому краю Дудко С.В. полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая, что налоговая льгота - это право, а не обязанность, ее использование носит заявительный характер. В информационном ресурсе Инспекции имеются сведения по льготе "Инвалид III группы" с 2010 года и пенсионер с 1995 года. Начисления произведены правомерно, поскольку земельный участок превышает 6 соток, следовательно, льгота представлена в размере 50 %.
Представитель административного истца по доверенности Габриелян К.К. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный ответчик Семашкевич К.Л. полагал решение суда законным и обоснованным, предоставил письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, на налоговом учете в Межрайонной ИФНС N 12 по Ставропольскому краю состоит Семашкевич К.Л. (ИНН "данные изъяты"), который в соответствии со статьей 19, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан самостоятельно уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в том числе сведений об имуществе налогоплательщика, Семашкевич К.Л. является собственником объектов недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1 390 кв.м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 24 кв.м.
Налоговым органом, в соответствии со статьями 52, 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, административному ответчику направлено налоговое уведомление от 23 сентября 2018 г. N 27251450 (л.д. 31) и исчислена сумма налога в отношении указанных земельных участков за 2017 год, по сроку уплаты 3 декабря 2018 г. Сумма налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N составила 459 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - 2 270 руб.
Также административному ответчику направлено налоговое уведомление N 34227049 от 10 июля 2019 г. (л.д. 16) и исчислена сумма налога в отношении указанных земельных участков за 2018 год, по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. Сумма налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N составила 459 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - 2 270 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2017 год в установленный срок, то есть в срок до 3 декабря 2018 г, Инспекцией в адрес административного ответчика направлено требование N 11450 по состоянию на 28 января 2019 г. (л.д. 25), из которого усматривается, что за ним числится задолженность по земельному налогу в размере 2 270 руб. и пени в размере 32, 01 руб. Срок исполнения требования до 25 марта 2019 г. Пеня исчислена за период с 4 декабря 2018 г. по 27 января 2019 г. (л.д. 14).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2018 год в установленный срок, то есть в срок до 2 декабря 2019 г, Инспекцией в адрес административного ответчика направлено требование N 14329 по состоянию на 28 января 2020 г. (л.д. 25), из которого усматривается, что за ним числится задолженность по земельному налогу в размере 2 270 руб. и пени в размере 26, 73 руб. Срок исполнения требования до 24 марта 2020 г. Пеня исчислена за период с 3 декабря 2019 г. по 27 января 2020 г. (л.д. 13).
Кроме того, налоговым органом административному ответчику направлено требование N 109868 по состоянию на 11 июля 2019 г. (л.д. 26), из которого усматривается наличие задолженности по пени в размере 674, 63 руб. Требование подлежало исполнению в срок до 8 октября 2019 г. Из расчета пени (л.д. 15) усматривается, что она исчислена в виду несвоевременной уплаты земельного налога за 2016 год (по сроку уплаты до 2 июня 2017 г. в размере 3 994 руб.) за период с 2 декабря 2017 г. по 10 июля 2019 г. в размере 578, 92 руб. Также пеня исчислена в отношении земельного налога за 2017 год (по сроку уплаты 3 декабря 2018 г. в размере 2 270 руб.) за период с 28 января 2019 г. по 10 июля 2019 г. в размере 95, 72 руб.
Оснований сомневаться в правильности произведенных расчетов у судебной коллегии не имеется, ответчиком контррасчет по заявленным требованиям не представлен.
В виду неисполнения требования, налоговый орган обратился в мировой суд за выдачей судебного приказа, который был отменен определением мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г. Ставрополя от 27 июля 2020 г. (л.д. 8).
Судебная коллегия, на основе положений пунктов 1 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что судебный приказ N 2а-759-28-508/20 от 30 июня 2020 г. о взыскании с Семашкевича К.Л. задолженности отменен определением мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г. Ставрополя от 27 июля 2020 г, а административное исковое заявление подано в Октябрьский районный суд г. Ставрополя 27 января 2021 г, о чем свидетельствует почтовая квитанция, приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с заявленными требованиями не пропущен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что административный ответчик Семашкевич К.Л. является инвалидом II группы, в связи с чем он освобожден от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции не верными, основанными на неправильном применении норм материального права и не правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Действительно, из материалов дела следует, что Семашкевич К.Л. является инвалидом II группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2009 N (л.д. 37-38).
Государство, осуществляя комплексный подход к регулированию спорных правоотношений, допускает защиту отдельных категорий граждан не только путем предоставления льгот по уплате налога, но и посредством механизма социальной поддержки в случае, если налоговые льготы для них законом на федеральном и местом уровне не предусмотрены.
Статья 395 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая льготы по уплате земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков, не освобождает от уплаты земельного налога граждан, которым установлена инвалидность второй группы.
Взамен предусмотрен компенсаторный механизм возмещения соответствующих расходов, который, в частности, отражен в подпункте 2 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой для налогоплательщиков - инвалидов I и II группы, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка, находящегося в собственности.
Согласно пункту 2.2. Решения Ставропольской городской Думы от 11 ноября 2005 г. N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" инвалидам, имеющим III степень ограничения трудоспособности к трудовой деятельности, а также лицам, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, предоставляется налоговая льгота в размере 50 процентов от суммы земельного налога, исчисленного за вычетом льготы, предоставленной в соответствии со статьей 391 главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, за земельные участки, занятые жилищным фондом, гаражами, а также приобретенные (предоставленные) для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства и не используемые для ведения предпринимательской деятельности.
Аналогичные положения предусмотрены для лиц, получающих пенсию.
Из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что земельный участок с кадастровым номером N имеет площадь 1 390 кв.м.
Согласно налоговым уведомлениям от 23 сентября 2018 г. N 27251450 и от 10 июля 2019 г. N 34227049 сумма земельного налога за 2017 и 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:020804:316 исчислена за вычетом кадастровой стоимости 600 кв.м указанного земельного участка (1 149 396 руб.), а также налоговым органом учтена льгота в размере 50 % от суммы исчисленного налога.
Расчет земельного налога согласно налоговым уведомлениям от 23 сентября 2018 г. N 27251450 и от 10 июля 2019 г. N 34227049 судебной коллегией проверен и признан правильным: (2 662 767 руб. (кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 390 кв.м) - 1 149 396 руб. (кадастровая стоимость 600 кв.м земельного участка)) х 0, 30 % (налоговая ставка) / 50 % (налоговая льгота) = 2 270 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции применил положения статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что Семашкевич К.Л. освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц, тогда как в данном случае налоговый орган обратился за взысканием земельного налога, при этом положения налогового законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениями о взыскании земельного налога за 2017 и 2018 год не предусматривают полного освобождения собственника земельного участка, являющегося инвалидом второй группы, от уплаты земельного налога.
При изложенных обстоятельствах, административные исковые требования подлежали удовлетворению.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 апреля 2021 г. и принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты госпошлины, с административного ответчика в доход местного бюджета - муниципального образования (г. Ставрополь, Октябрьский район) подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 апреля 2021 г. отменить.
Принять по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю к Семашкевичу К.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с Семашкевича К.Л. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН "данные изъяты", место жительства: "адрес") задолженность в размере 5 273, 37 руб, в том числе по уплате земельного налога с физических лиц за 2016 год в размере 578, 91 руб. (пеня), за 2017 год - 95, 72 руб. (пеня), за 2017 год - 2 270 руб. (налог) и 32, 01 руб. (пеня), за 2018 год - 2 270 руб. (налог) и 26, 73 руб. (пеня).
Взыскать с Семашкевича К.Л. в доход муниципального образования (г. Ставрополь, Октябрьский район) государственную пошлину в размере 400 руб.
Апелляционную жалобу представителя административного истца заместителя начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Дудко С.В. удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в полном объеме составлено 19 августа 2021 г.
Председательствующий
Е.А. Строчкина
Судьи
В.А. Кострицкий
Ж.А. Пшеничная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.