Дата вступления в законную силу - 1 апреля 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретарях Попцовой М.С., Зинич Н.В., Макеевой Т.М., рассмотрев 01 апреля 2021
года в судебном заседании в помещении суда, административное дело по жалобе на постановление Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2021 года в отношении
ЗАО "Промотходы", ИНН 4703061004, КПП 470301001, ОГРН 1024700556693, юридический адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок 1, директор "... "
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2021 года, ЗАО "Промотходы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Вина ЗАО "Промотходы" постановлением установлена в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления:
ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность по размещению отходов 3-4 класса опасности не безопасным для окружающей среды способом на территории полигона " "... "", который исчерпал свою вместимость; превышены значения глубины заложения откоса, не осуществлено закрытие полигона, что является нарушением ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 1 п. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1.6, п. 2.16, абз. 5 п. 2.1, п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996 г.; п. 2.1, п. 5.8 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 20.05.2001 г, п. 9.1 СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых бытовых отходов. Проектирование, эксплуатация, рекультивация.
На основании поступивших в Северо-Западное Межрегиональное управление Росприроднадзора обращений граждан, было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования в отношении ЗАО "Промотходы" по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в рамках которого у ЗАО "Промотходы" был истребован ряд документов. Согласно Уставу, ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность по организации и осуществлению работ по перемещению, приему обезвреживанию, переработке и захоронению отходов производства и потребления, сбор и переработку вторичных ресурсов. В соответствии с договором аренды от "дата", заключенным между ЗАО "Промотходы" и Администрацией МО " "... "", ЗАО "Промотходы" арендует земельный участок по адресу: "адрес" для размещения полигона твердых отходов. ЗАО "Промотходы" получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности серия 78 N... от "дата". Полигон твердых отходов " "... "" спроектирован в 1971 году, принят в эксплуатацию в 1974 году. ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность по размещению отходов на полигоне " "... "" по настоящее время. Проектная документация на полигон " "... "", у ЗАО "Промотходы" отсутствует. Согласно письму ГУП "Ленгипроинжпроект", проектная документация на полигон в техническом архиве отсутствует в связи с истечением срока хранения. В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности ЗАО "Промотходы", расчетный срок эксплуатации полигона 20 лет.
Общая площадь земель, предоставленных под полигон - 61 га, из которых освоено к 2005-2006 г..38 га, в том числе площадь карт - 32.97 га. В ходе проведения административного расследования в соответствии с определением N АД-13-274/2019 о назначении экспертизы от 03.12.2019 г..проведена геодезическая съемка для определения площади полигона, объема и массы отходов, размещенных на полигоне и углов откоса полигона. Была проведена оценка вместимости полигона по документам, имеющимся в материалах дела. По результатам проведения оценки, полигон твердых отходов " "... "" спроектирован в 1971 году и принят в эксплуатацию в 1974 году. Начальная проектная мощность отходов изначально составляла 20000000 метров кубических/год, при укатке тонких слоев на требуемое уплотнение отходов возрастала до 0, 6-0, 8 тон кубических, при этом требуемое уплотнение отходов до величины 0, 67 т/метров кубических достигалось за 3-4 прохода бульдозера по одному следу (Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности Закрытого акционерного общества "Промотходы" по сбору собственных отходов 1, 4, 5 классов опасности, сбору и транспортировке сторонних отходов 3-5 класса опасности, размещению собственных и сторонних отходов 3-5 класса опасности N 163 от "дата"), расчетный срок эксплуатации полигона - 20 лет. Общая площадь земель, предоставленных под полигон твердых отходов, составляла 61 га, из которых освоенная к 2005-2006 гг. часть полигона составляла 38 га, в том числе площадь карт - 32, 97 га (сведения из Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта "Реконструкция полигона твердых отходов "Северная Самарка" во "адрес"" первый вариант технических решений первой очереди строительства" N... от "дата"), также вышеуказанные сведения подтверждены в Технологическом регламенте работы полигона твердых отходов N... " "... "" ЗАО "Промотходы" 2008 год.
В 2005 году организацией ООО "Проектный институт "Петрохим-Технология" был разработан проект "Реконструкция полигона твердых отходов " "... "" во "адрес"" первый вариант технических решений первой очереди строительства", проектными решениями которого предполагалось увеличить емкость складируемых на полигоне отходов до 54280000 метров кубических, при этом по первой очереди реконструкции (на освоенных территориях) увеличение емкости полигона предполагалось до 33180000 метров кубических отходов (в т.ч. ТБО - 300000 метров кубических/год). Предельная высота террикона отходов устанавливалась в размере 49 м.
В вышеуказанном проекте, для локализации участка складирования отходов, по его контуру предусматривалось устройство дамбы высотой 3.0 м, трапецеидальной формы, протяженностью 2, 3 км. Ширина дамбы по верху - 12 м. В теле дамбы предусматривалось устройство противофильтрационной завесы, которая полностью бы перекрывала песчаный слой, подстилающий террикон отходов, и врезалась в слой суглинков на 1 м. Высота террикона в 49 м определялась из условия заложения внешних откосов 1:4 (примерно 15 градусов), с устройством промежуточных берм на высоте через 12 м и плановой шириной верхней площадки не менее 38 м, обеспечивающей безопасную работу мусоровозов и бульдозеров.
Проект "Реконструкция полигона твердых отходов " "... "" во "адрес"" первый вариант технических решений первой очереди строительства" получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 729 от 07.11.2006, утвержденное приказом Межрегионального территориального управления технического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу N1661-ЭЗ от 07.11.2006, но не был реализован, что подтверждается Справкой ЗАО "Промотходы", представленной в составе материалов плановой проверки N ПВ-46/13-14-16, проведенной в период с "дата" по "дата".
Согласно представленных на анализ данных Характеристики объекта размещения отходов (ОРО) полигона твердых отходов " "... "", составленной по итогам инвентаризации ОРО за 2014 и 2019 годы, объект построен и эксплуатируется на основании проекта, разработанного в 1971 году ГУП "ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ".
Таким образом, деятельность на полигоне твердых отходов "Северная Самарка" должна осуществляться ЗАО "Промотходы" в соответствии с проектными решениями, принятыми в составе проекта, разработанного в 1971 году ГУП "ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ", в котором предусматривалась вместимость ПТО " "... "" - 20000000 метров кубических отходов.
В этом случае в характеристике ОРО по состоянию на 2019 год представленной ЗАО "Промотходы" в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, неверно указана проектная вместимость ОРО 54280000 метров кубических/12 038593, 04 т.
Объемы (масса) принятых и размещенных на полигоне "Северная Самарка" отходов производства и потребления за 1974-2019 гг.
Период
(годы)
Количество принятых отходов (объем/масса)
В том числе
ТБО (ТКО) (объем/ масса)
Источники информации
1974-1982
2700000 м3
400000 м3
Технический отчет по контролю за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигона твердых отходов " "... "" ЗАО "Промотходы" в 2017 году
1983-2000
11200000 м3
1470000 м3
2001-2006
2880000 м3
1080000 м3
2007
155744, 3 т
75418, 3 т
2008
245001, 0 т
65001, 0 т
2009
246901, 1 т
49035, 7 т
2010
106968, 1
46539, 2 т
2011
116108, 4
56086, 1 т
2012
95748, 6 т
51328, 3 т
Статотчетность по форме N... -ТП (отходы) за 2012 год
2013
225101, 343 т
18117, 3 т
Статотчетность по форме N... -ТП (отходы) за 2013 год
2014
310448, 468 т
49 139, 1 т
Статотчетность по форме N... -ТП (отходы) за 2014 год
2015
489669, 077 т
59039, 9 т
Данные учета в области обращения с отходами ЗАО "Промотходы" за 2015 год
2016
343378, 202 т
83097, 1 т
Данные учета в области обращения с отходами ЗАО "Промотходы" за 2016 год
2017
740214, 287 т
90192, 8 т
Данные учета в области обращения с отходами ЗАО "Промотходы" за 2017 год
2018
1244471, 817 т
194418, 1 т
Статотчетность по форме N... -ТП (отходы) за 2018 год
1-3 "адрес"
639389, 6 т
96, 8 т
Данные учета в области обращения с отходами ЗАО "Промотходы" за 1 кв, 2 кв. и 3 "адрес".
С 1974 г. по 2006 г. на полигоне твердых отходов " "... "" было размещено 16780000 м3 отходов, из них ТБО - 2950000 м3, что составляет 17, 8%. Принимаемая плотность всех размещаемых отходов равной плотности ТБО - 0, 2 т/м3, масса размещенных с 1974 г. по 2006 г. на полигоне отходов будет не менее 3356000 т.
С 2007 г. по 2018 г. включительно на полигоне " "... "" было размещено 4319784, 7 т отходов, их них ТБО (ТКО) - 837466, 9 т; ТБО (ТКО) составляют 19, 4% от общей массы размещенных на полигоне отходов.
Итого с 1974 по 2018 год на полигоне размещено 3356000 + 4319784, 7=7675784, 7 т отходов. Учитывая отходы, поступившие на полигон за 1-3 кв. 2019 года, общая масса отходов на полигоне " "... "" составляет 8315174, 3 т.
В "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" в таблице П 1.1 указана величина К1 коэффициента уплотнения ТБО при послойном их уплотнении и при проезде уплотняющих ТБО бульдозеров и катков не менее 2-4 раз. При массе бульдозера или катка 20-22 т и высоте полигона в 50 м К1 = 4, 5. Коэффициент уплотнения изолирующего слоя, к которым можно отнести грунты и строительные отходы, при высоте полигона 40-50 м составляет К2 = 1, 18 (таблица П 1.2).
В соответствии с представленными ЗАО "Промотходы" Договором на оказание услуг автотракторной техники N... -Т от "дата", на полигоне твердых отходов " "... "" с 2008 г. работала следующая автотракторная техника:
- Тракторы с бульдозерным оборудованием Б 10МБ - 2 шт, конструкционной массой 20560 кг и 20100 кг;
- Бульдозер CATERPILLAR D6N - 1 шт, конструкционной массой 20077 кг;
- Бульдозер колесный универсальный "Кировец" К-702МБА-01-БКУ - 1 шт, конструкционной массой 20000 кг;
(Работа вышеназванной техники на полигоне также подтверждается учетом выбросов от данной техники в техническом отчете по контролю за соблюдением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигона твердых отходов " "... "" ЗАО "Промотходы" за 2017 год), а также в Договоре перечислены отсутствующие в Техническом отчете:
- Трактор Т-20.02ЯБР-1 конструкционной массой 36518 кг;
-Трактор Б-170 М1 конструкционной массой 16723 кг.
Из представленных Письмом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от "дата" исх. N.., дополнительных материалов об используемой на ЗАО "Промотходы" технике (письмо ЗАО "Промотходы" от "дата" N...) установлено, что для эксплуатации полигона в 2019 году привлекалась следующая специализированная техника:
- Трактор Т-20.02ЯБР-1 конструкционной массой 36518 кг;
- Бульдозер CATERPILLAR D6N - 1 шт, конструкционной массой 20077 кг;
- Бульдозер колесный универсальный "Кировец" К-702МБА-01-БКУ - 1 шт, конструкционной массой 20000 кг, а также:
- Бульдозер Б10 МБ. 0121 ДЗ конструкционной массой 20736 кг;
- Бульдозер Б10 МБ. 0121 B4 конструкционной массой 20956 кг;
- Трактор Б-10 МБ. 0021-2B4 конструкционной массой 20100 кг;
- Бульдозер Komatsu D65PX-16 конструкционной массой 20850 кг;
- Бульдозер Komatsu D65PX-16 конструкционной массой 21280 кг;
Из чего следует, что в период с 2008 года по настоящее время ЗАО "Промотходы" использует специализированную технику с массой от 20-22 тонн.
Таким образом, при проезде тяжелой техники средний коэффициент уплотнения, при учете, что количество принимаемых твердых коммунальных отходов к количеству принимаемых промышленных отходов составляет (около 20%) равен К=К1*0, 2+К2*0, 8=2, 6.
На декабрь 2003 года по данным топографической съемки объем свалочных масс в плотном теле полигона составил 3, 04 млн. м3, высота отвала отходов достигла в среднем 10 м (сведения из Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта "Реконструкция полигона твердых отходов " "... "" во "адрес"" первый вариант технических решений первой очереди строительства" N... от "дата").
Согласно данным Технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях М 1:1000 "Объект для проектирования "Реконструкция Полигона твердых отходов " "... "" во "адрес"", по данным геодезического обследования полигона " "... "", проведенного в середине марта 2016 года, максимальная высота тела полигона на момент обследования составляла около 35 м и объем размещенных в полотном теле полигона отходов составил - 6832440 метров кубических.
Таким образом, в период с 2003 года по март 2016 года на полигоне " "... "" размещено 3792440 метров кубических отходов производства и потребления в плотном теле, а высота полигона выросла на 25 метров.
Согласно данным "Технического отчета по определению объема отходов, размещенных на территории полигона ТКО " "... "", "адрес"1", полученного по результатам геодезического обследования полигона твердых отходов " "... "", проведенного 10- "дата", площадь, занятая отходами, составила 31, 4 га, максимальная высота тела полигона составила - 49, 87 м, объем размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8855521, 4 метров кубических.
Таким образом, в период с 2016 года по декабрь 2019 года, на полигоне " "... "" размещено 2023081, 4 метров кубических отходов производства и потребления в плотном теле, а высота полигона выросла на 14, 87 метра.
Необходимо отметить, что достигнутые в декабре 2019 года значения превышают значения нереализованного проекта реконструкции первой очереди полигона 2005 г, где при его реализации могли быть достигнуты, следующие показатели:
- вместимость полигона 7200000 метров кубических уплотненных отходов (превышение на 1655521 м3 по сравнению с декабрем 2019 г.)
Согласно данным из характеристики ОРО 2019 года, представленной ЗАО "Промотходы" в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (исх. N... -Э от "дата", вх. N... от "дата"), с 1974 года по 2019 год на полигоне размещено 26478650, 74 метров кубических/5 825303, 16 т. Отходов. По данным из характеристики ОРО средняя плотность отходов, принятых на полигон, составила 5 825303, 16/26478650, 74 ~0, 22 т/м3 в рыхлом теле. Следует отметить, что по данным годового учета, включая отчетность 2-ТП (отходы) на начало 2019 года на полигон принято 7675784, 7 т отходов, что на 1850481, 54 т больше, чем указано в характеристике ОРО на 2019 год.
Учитывая, что по результатам геодезических работ объем размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8855521, 4 м3, и согласно данным из характеристики ОРО 2019 года, на полигоне размещено 26478650, 74 метров кубических отходов, коэффициент уплотнения в этом случае равен К=26478650, 74/ 8855521, 4~3, 0
В соответствии с Технологическим регламентом работы полигона 2008 года, уплотнение отходов должно осуществляться до плотности не менее 0, 67т/м3. При средней плотности принятых на полигон отходов в 0, 22 т/м3 и рассчитанном коэффициенте уплотнения равном К=3, 0, фактическое уплотнение отходов на полигоне происходит до плотности 0, 22*3, 0=0, 66 т/м3, что близко к указанному в Технологическом регламенте 2008 г.
При этом, в единственном легитимном проекте 1971 года емкость складируемых на полигоне отходов изначально составляла 20000000 метров кубических (Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности Закрытого акционерного общества "Промотходы" по сбору собственных отходов 1, 4, 5 опасности, сбору и транспортировке сторонних отходов 3-5 класса опасности, размещению собственных и сторонних отходов 3-5 класса опасности N... от "дата").
Таким образом, по состоянию на 2019 год, емкость полигона " "... "" исчерпана и превышает его вместимость на 6478650, 74 метров кубических. Согласно сведениям, представленным в техническом отчете по определению объема отходов, размещенных на территории полигона ТКО " "... "", по данным геодезического обследования полигона, проведенного "дата"- "дата", угол откоса тела полигона составляет 20-24 градуса, в то время как в соответствии с Инструкцией по эксплуатации полигона, угол откосов должен составлять 1:4 (примерно 14 градусов), что подтверждается заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения N... -Э?20 от "дата"
Проектные решения, заложенные в проекте "Реконструкции полигона твердых бытовых отходов " "... "" во "адрес", СПб 2005 г.", не были реализованы; соответственно существующие на настоящий момент углы откосов полигона не соответствуют требованиям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигона для твердых бытовых отходов, утвержденной Постановлением Минстроя России "дата" (угол заложения внешних откосов должен составлять 1/4 или приблизительно 14 градусов. Факт превышения вместимости полигона подтвержден письмом Комитета по тарифам и ценовой политике "адрес" исх. КТ-3-196/2020 от "дата", согласно которому ЗАО "Промотходы" по состоянию на 2017 год разместило 2906 400 метров кубических отходов, по состоянию на 2018 год - 30564000 метров кубических отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального Закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (ред. От 24.11.2014 г. с изм. От 29.12.2014 г.) "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с абз.1 п. 2 ст. 11 Федерального Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий и сооружений, и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области с обращения с отходами.
Требования по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов предусмотрены "Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов". Инструкция содержит основные положений, которые следует строго соблюдать при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков. П. 2.1 Инструкции установлено, что организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности.
Так, в соответствии с п. 1.6 Инструкции, наиболее экономичны земельные участки, близкие по форме к квадрату и допускающие максимальную высоту складирования ТБО (с учетом заложения внешних откосов 1:4). При благоприятных горно-геологических условиях заложение откосов может быть увеличено при условии разработки специального проекта и прохождения технической экспертизы в организации-разработчике инструкции. Специальный проект ЗАО "Промотходы" не разработало. Пунктом 2.16 Инструкции установлено, что спецавтохозяйство 1 раз в квартал контролирует правильность заложения внешнего откоса полигона. Согласно сведениям, представленным в "Техническом отчете по определению объема отходов размещенных на территории полигона ТКО " "... "", по данным геодезического обследования полгона твердых отходов, угол откоса тела полигона составляет 20-24 процента, при этом, угол откосов по Инструкции должен составлять 1:4 (приблизительно 14 градусов). В силу ч. 4 ст. 12 Федерального Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых они находятся, после окончания эксплуатации обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.
Расследованием установлено, что полигон исчерпал проектную вместимость и не подлежит эксплуатации, несмотря на что ЗАО "Промотходы" продолжает использовать полигон. В ходе административного расследования установлено и доказано, что ЗАО "Промотходы" не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность по размещению отходов 3-4 класса опасности не безопасным для окружающей среды способом на территории полигона " "... "", который исчерпал свою вместимость; превысил значения высоты глубины заложения откоса, не осуществил закрытие полигона, что является нарушением ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г..; абз. 1 п. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 12 Федерального Закона от24.06.1998 г..N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п. 1.6, п. 2.16, абз. 5 п. 2.1, п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996 г..; п. 2.1, п. 5.8 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 20.05.2001 г, п. 9.1 СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация. Таким образом, ЗАО "Промотходы" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Законный представитель ЗАО "Промотходы" Шматов В.С, направил в Санкт-Петербургский городской суд жалобу об отмене постановления Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, в которой указал, что суд сослался в постановлении на проект полигона 1971 года, который предоставлен не был, в отсутствии этого документа выводы суда нельзя считать состоятельными. Заключение экологической экспертизы N 163 от 12.03.2007 г, на которое сослался суд в качестве источника сведений о вместимости полигона, не может подменить собой утраченную проектную документацию на полигон. Проект полигона от 1971 года, не значится в списке документов, представленных эксперту. Хранение документов, послуживших основанием для выводов заключения, должно было обеспечиваться Управлением как лицом, являющимся правопреемником органа, организовавшего проведение экологической экспертизы. Судом были проигнорированы пояснения защитника ЗАО "Промотходы" о том, что проект полигона 1971 года в распоряжение ЗАО никогда не передавался и следовательно, не мог быть представлен на экспертизу и обозреваться экспертами. Свидетель "... " Е.Б, будучи допрошенной в судебном заседании, заявила, что не помнит содержание проекта, подтвердить факт исследования проекта экспертами она также не смогла. Суждение Королевой о том, что указание на емкость полигона могло появиться в тесте заключения после ознакомления членов комиссии с проектом, является ее субъективным мнением. В заключении экспертизы N 327 от 16.04.2019 г..указано, что остаточная вместимость полигона для его первой очереди составляет 6151662 метра кубических и 21000000 куб. м. для второй очереди, что с учетом принятых на полигоне отходов соответствует вместимости в 32651622 куб.м, соответственно, в заключении эксперта N 327 от 16.04.2019 г..содержатся показатели вместимости полигона, отличающиеся от названных ею в допросе. Допрос эксперта Королевой судом, является нарушением принципа равноправия и состязательности сторон.
Суд не вправе по своей инициативе собирать доказательства по делу. Никто из участников процесса ходатайство о допросе эксперта Королевой не заявлял. Заключение эксперта N... не может являться доказательством вместимости полигона в 20 млн. куб. метров, поскольку определение емкости полигона в задачи эксперта не входило. Также из заключения невозможно установить, о какой вместимости полигона идет речь - в уплотненном или неуплотненном состоянии. Перевод неуплотненных 20 млн. куб. отходов в уплотненные составит 60 млн. куб. м, что означает, что емкость полигона не превышена. Срок, в течение которого заключение N 163 имеет юридическую силу, истек, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 г..N 174 "Об экологической экспертизе", заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Данный срок для заключения N 163 составляет 5 лет, соответственно, он истек 12.03.2012 г, поэтому ссылки на это заключение являются незаконными и несостоятельными. Экспертное заключение ЦЛАТИ по СЗФО N 01-Э-20 от 14.01.2020 г, содержит подсчет размещенных на полигоне отходов в период с 1974 по 2018 год, расчет вместимости полигона в заключении отсутствует. Материалы дела не содержат допустимых доказательств того, что вместимость полигона составляет 20 млн. куб. м. Судом не была дана оценка представленным ЗАО "Промотходы" доказательствам. ЗАО "Промотходы" был представлен проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, проект санитарно-защитной зоны полигона, указывающих на вместимость полигона в 54280000 куб. метров и мощность 1500000 куб. м. Также показатели вместимости полигона, в том числе его свободной мощности, зафиксированы приказом N... от "дата" "адрес" по контролю деятельности по обращению с отходами Территориальной схемой обращения с отходами.
Нельзя счесть обоснованным утверждение суда, что показатели вместимости в вышеуказанных документах указаны самим ЗАО "Промотходы". Как следует из указанных документов, они разработаны различными проектными организациями, согласно объяснениям ЗАО "Промотходы", с показателями вместимости полигона в 54, 280 млн. куб. метров он был поставлен на учет и включен в Реестр объектов размещения отходов в 2014 году. Факт превышения вместимости полигона, был установлен характеристикой на объект в 2014 году, следовательно, сроки давности привлечения общества к административной ответственности, истекли. Ссылка Управления Росприроднадзора на постановление Арбитражного суда СЗО не может быть принята во внимание, поскольку постановление было обжаловано в Верховный суд РФ и решение по жалобе до настоящего времени не принято. Установленные углы внешних откосов полигона не свидетельствуют об исчерпании полигоном вместимости. Пунктом 1.6 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов установлено, что пропорции углов откосов могут изменяться. ЗАО "Промотходы" представило суду отчет Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Веденеева, где указано, что заложение углов внешних откосов полигона до значений 24 градуса и высоты отсыпки отходов до 60 метров является допустимым. Судом не установлена прямая причинная связь нарушения положений Федерального закона 7-ФЗ и 89-ФЗ ЗАО "Промотходы". Санитарные нормы и правила, исходя из области их правового регулирования, не относятся к правилам и нормам требований в области окружающей среды при размещении отходов, не носят экологический характер, являются сугубо техническими. Квалификация действий ЗАО "Промотходы" по ст. 8.2 КоАП РФ необоснованна.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 15 Федерального Закона от 31.07.2020 г..N 274-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" на момент рассмотрения дела и вынесения постановления не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности нарушения инструкции по проектированию, эксплуатированию и рекультивации полигонов от 02.11.1996 г, свод Правил СП 320.1325800.2017, СП 2.1.7.1038-01, поскольку они вступили в силу до 01 января 2020 года.
Законный представитель ЗАО "Промотходы" "... " В.С. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитников о дате, времени и месте рассмотрения жалобы был извещен, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитники Федосеенко Л.Л. и Михайлова С.П. в Санкт-Петербургский городской суд явились, поддержали доводы жалобы.
Представили дополнения к жалобе, в которых указали, что мощность и вместимость полигона означают отличные друг от друга технические параметры. В тексте заключения эксперта N... применяется термин мощность полигона, что является неверным. Заключение представлено в виде незаверенной копии, не имеющей последних листов. Заключение противоречит нормативно-технической документации на полигон, в которой указана вместимость полигона в 54280 000 куб. метров. Проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны и проект нормативов предельно допустимых выбросов отходов указывают на вместимость полигона в 54280000 куб. м. не имеет правового значения вывод Управления о том, что проектная документация "Реконструкция полигона твердых бытовых отходов "Северная Самарка" не была реализована.
Допрошенная в качестве свидетеля "... " Е.Б. пояснила, что в составе экспертной комиссии, участвовала в проведении экологической экспертизы по материалам обоснования деятельности ЗАО "Промотходы" по сбору и размещению отходов в 2007 году. Проектная документация на строительство полигона, утверждается заключением государственной экспертизы, которая выдается на проект и хранится 5 лет в институте "Ленгипроинжпроект". Организация, эксплуатирующая полигон, обязана хранить у себя проект полигона и заключение экспертизы весь период своей деятельности на полигоне, поскольку это документы, являющиеся обоснованием деятельности организации, эксплуатирующей полигон. При проведении экспертизы при помощи проектной документации определяется мощность и вместимость полигона, определить которые в отсутствие проектной документации не представляется возможным. Вместимость полигона определяется многими факторами, прежде всего тоннажем отходов. Предприятие, эксплуатирующее полигон, обязано вести учет количества принятых на полигон отходов, окончательный объем полигона определяется в уплотненных отходах. Экспертное заключение N 163 рассматривало обоснование выдачи лицензии ЗАО "Промотходы", объектом экспертизы не являлась проектная документация полигона " "... "", экспертиза проводилась исключительно на основании документов, представленных ЗАО "Промотходы", подлинник или копия проекта полигона 1971 года, не был представлен, однако сведения о вместимости полгона в 20 млн. куб. м, были получены экспертами из пояснительных записок ЗАО "Промотходы" со ссылкой на проект полигона 1971 года. ЗАО "Промотходы" в пояснительных записках ссылалось на проект 1971 года института "Ленгипроинжпроект", в случае отсутствия этих пояснений от ЗАО "Промотходы", экспертная комиссия не смогла бы самостоятельно указать сведения о вместимости полигона, комиссия экспертов исследовала только те документы, которые предоставило ЗАО "Промотходы".
Вместимость полигона не определялась при проведении экспертного исследования, проект реконструкции полигона не представлялся для исследования. Из документов, представленных ЗАО "Промотходы" в качестве обоснования деятельности усматривается, что 20 млн. куб. метров - вместимость полигона. Заключение N 729 - это заключение по другому объекту исследования, было сделано на основании других документов, эксперт рассматривает только то, что предоставляет заказчик.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Промотхды" осуществляет деятельность по размещению отходов 3-4 класса опасности на территории полигона "... "" ("адрес"), исчерпавшего свою вместимость, т.е. не безопасным для окружающей среды способом: превышены значения глубины заложения откоса, полигон не закрыт для приема ТБО. Нарушения были выявлены "дата" при поступлении в Росприроднадзор по СЗФО заключения ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО". Действия ЗАО "Промотходы" являются нарушением ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 1 п. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1.6, п. 2.16, абз. 5 п. 2.1, п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996 г.; п. 2.1, п. 5.8 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 20.05.2001 г, п. 9.1 СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых бытовых отходов. Проектирование, эксплуатация, рекультивация."
Вина ЗАО "Промотходы" в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными Дзержинским районным судом доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией экспертного заключения ФГБУ ЦЛАТИ по СЗФО N 001-Э-20 от 14.01.2020 года, иным документом - копией заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 163 от 12.03.2007 г, протоколами отбора проб и образцов от 10.02.2020 года и 11.02.2020 г, показаниями свидетеля "... " Е.Б, участвовавшей в проведении государственной экологической экспертизы N 163, иными доказательствами по делу.
Полагаю, что Дзержинским районным судом Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения дела, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлено событие административного правонарушения.
Доказательствам по делу судом была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушения требований КоАП РФ судом в ходе рассмотрения дела допущено не было.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку размещение отходов на полигоне после исчерпания им своей вместимости является длящимся правонарушением, следовательно, сроки давности исчисляются с момента выявления правонарушения, что имело место в официальном порядке "дата".
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а постановление суда - требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Действия ЗАО "Промотходы" квалифицированы верно по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 ч. 4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и данных о лице, привлекаемом к ответственности.
Доводы жалобы не являются основанием к отмене решения районного суда.
Факт превышения вместимости полгона ТБО "Северная Самарка", установлен на основании заключения экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного экологического надзора N 001-Э-20 ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО". При этом, перед экспертами не ставился вопрос об определении вместимости полигона, поскольку для установления события правонарушения достаточно установления факта превышения вместимости полигона, установленного проектными документами. Использование при проведении экспертных исследованный выкопировки из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности ЗАО "Промотходы" N 163 от 12.03.2007 г. на 7 листах, где указана вместимость полигона "Северная Самарка", определенная проектом строительства полигона 1971 года, не является нарушением требований закона и не ставит под сомнение выводы эксперта.
Допрошенная в судебном заседании Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга и в судебном заседании Санкт-Петербургского городского суда эксперт "... " Е.Б, участвовавшая в проведении экспертизы N 163, подтвердила наличие в распоряжении экспертной комиссии сведений о вместимости полигона в 20 млн. куб. м в соответствии с проектом 1971 года и происхождение этих сведений от ЗАО "Промотходы".
При этом, суд не лишен права по собственной инициативе принять решение о допросе любых лиц, в том числе и должностных, в качестве свидетелей по делу, а также экспертов.
Текст заключения экологической экспертизы N 163 был приобщен к материалам дела должностным лицом, копия его также была представлена ЗАО "Промотходы", при этом вышеуказанные копии имеют одинаковое содержание.
Кроме превышения вместимости полигона, экспертной комиссией ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО", было также установлено увеличение высоты тела полигона в отсутствие утвержденного в установленном порядке и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта, а также несоответствие требованиям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, углов откоса тела полигона, что свидетельствует о нарушении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Эти же обстоятельства - превышение вместимости полигона в 20 млн. куб. м, были установлены в ходе рассмотрения дела N А56-25199/2020 Арбитражным судом СЗФО, что получило отражение в постановлении от 03.11.2020 г, вступившим в законную силу.
Статья 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об экологической экспертизе", не содержит ссылок на утрату заключением экологической экспертизы юридической силы по истечению 5-летнего срока, кроме того, заключение экологической экспертизы N 163 было использовано экспертом ЦЛАТИ лишь как источник происхождения сведений о проектной вместимости полигона, в полном объеме заключение экспертизы N 163 на предмет доказывания по делу не влияет.
Представленные стороной защиты документы являются нереализованными проектами реконструкции полигона, в случае выполнения которой, вместимость полигона могла быть увеличена до 54, 280 млн. куб. м, что выполнено не было, в связи с чем вместимость полигона соответствует проекту 1971 года и составляет 20 млн. куб. м. При этом пояснения стороны защиты об отсутствии проекта полигона 1971 года в распоряжении ЗАО "Промотходы" на протяжении всего периода эксплуатации полигона, не вызывают доверия, поскольку при отсутствии проекта получение лицензии ЗАО "Промотходы" и заключения об обосновании деятельности, стало бы невозможным.
Также полагаю, что уничтожение проекта полигона 1971 года институтом "Ленгипроинжпроект" не свидетельствует о возможности эксплуатации полигона неограниченное количество времени, сведения, содержавшиеся в проекте 1971 года о вместимости полигона, получили отражение в иных документах, изготовленных в официальном порядке, в частности, в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертиза по обоснованию деятельности ЗАО "Промотходы" N 163, в связи с чем отсутствие проекта полигона не свидетельствует о невозможности установления его вместимости в настоящее время иным законным путем.
Характеристика объекта размещения отходов полигона по результатам инвентаризации в 2014 году, составлена ЗАО "Промотходы", поэтому ссылка в ней на вместимость ОРО в размере 54280000 м. куб, не имеет правового значения.
Вопреки доводам защиты, эксплуатация полигона ТБО "Северная Самарка" после исчерпания вместимости полигона, находится в прямой связи с нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил и охраной окружающей среды в силу характера совершенного правонарушения и его общественной опасности.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2001 N 2826), действовавших на момент вынесения постановления, требования правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
"Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996), является обязательной к выполнению в том числе и лицами, эксплуатирующими полигоны ТБО, к которым относится и ЗАО "Промотходы".
Технический отчет Всероссийского НИИ гидротехники им. Веденеева (т.4 л.д.63-92), представленный стороной защиты, не опровергает собранные по делу доказательства, поскольку в нем указана планируемая, а не фактическая вместимость неуплотненных отходов - 54280000 м. куб, фактическая вместимость полигона отчетом установлена не была.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2021 года о признании ЗАО "Промотходы" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя ЗАО "Промотходы" - без удовлетворения.
Судья И.Е.Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.