Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
при секретаре
Ильичевой Е.В.
Охотской Н.В.
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2994/2020 по апелляционной жалобе Емшановой Н. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года по иску Емшановой Н. В. к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании утвердить расчет выслуги лет по правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2004 N254 и Федеральным законом от 03.07.2016 года N305-ФЗ.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, объяснения представителя истца Сивкова А.В. (доверенность N... от "дата", выданной сроком на 18 месяцев, диплом N... от "дата"), представителя ответчика Аббасовой М.С. (доверенность N... от "дата", выданной сроком до "дата", диплом N... от "дата"), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Емшанова Н.В. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании утвердить расчет выслуги лет по правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2004 N 254 и Федеральным законом от 03.07.2016 года N 305-ФЗ.
В обоснование заявленных исковых требований Емшанова Н.В. указывает, что обратилась в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с целью согласования расчета выслуги лет для последующего увольнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, однако в согласовании расчета выслуги лет было отказано, поскольку как пояснили в Центре пенсионного обслуживания, при расчете выслуги лет они руководствуются нормами Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, в котором не предусматривается зачет выслуги лет период службы в таможенных органах в льготном исчислении.
Истец указывает, что поскольку расчет выслуги лет не согласован с Центром пенсионного обслуживания, то она не может уволится из Росгвардии по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
С решением Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области истец не согласна и считает отказ незаконным и необоснованным.
Также истец указала, что она с сентября 1997 года по октябрь 2000 года проходила службу в Уральском таможенном управлении "Кольцовская таможня" на должностях, включенных в Перечень подразделений таможенных органов РФ и должностей сотрудников таможенных органов РФ, время службы в которых засчитывается на льготных условиях один месяц за полтора месяца при участии в оперативно-розыскной деятельности. На момент увольнения из таможенных органов календарная выслуга составила 05 лет 06 месяцев 15 дней, в льготном исчислении 01 год, 03 месяца 09 дней, а всего 06 лет 09 месяцев 24 дня.
При приеме на службу в УФСКН России по Свердловской области выслуга в таможенных органах в льготном исчислении была засчитана и вписана в послужной список в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В УФСНК России по Свердловской области истец проходила службу с 29 мая 2009 года по 31 мая 2016 года и занимала должность в соответствии с перечнем подразделений и должностей, что дает право для назначения пенсии на льготных условиях, а именно один месяц службы за один и одну треть месяца.
После ликвидации ФСКН России, ликвидационной комиссией Управления ФСКН России по Свердловской области на момент увольнения по состоянию на 31 мая 2016 года истцу была засчитана выслуга лет в таможенных органах и посчитана льготная выслуга, всего 16 лет 00 месяцев 01 день.
При переводе в МВД России комиссией ГУ МВД России по Свердловской области 16 августа 2016 года было составлено заключение, в котором выслуга, указанная в приказе Управления ФСКН России по Свердловской области подтверждена.
Службу в МВД России истец проходила в период с 10 июня 2016 года по 16 августа 2018 года на должностях, по которым не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет.
16 августа 2018 года истец из МВД России перевелась на службу в ФСВНГ РФ в отдел собственной безопасности управления Северо-Западного округа ВНГ РФ на должность старшего инспектора по особым поручениям. Прохождение службы на этой должности засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.
По состоянию на 17 января 2020 года отделом кадров управления Северо-Западного округа войск национальной гвардии РФ истцу была посчитана выслуга в льготном исчислении, дающая право на пенсию 20 лет 3 месяца 25 дней.
Истец указывает, что именно в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года N 254 и ФЗ от 30.07.2019 года N 305-ФЗ, и должен быть произведен расчет выслуги лет для назначения истцу пенсии.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Емшановой Н.В. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2020 года апелляционная жалоба Емшановой Н. В. на вышеуказанное решение оставлена без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 года апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Санкт-Петербургский городской суд.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец Емшанова Н.В, представитель третьего лица Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в период с 17 сентября 1997 года по 19 октября 2000 года истец проходила службу в таможенных органах.
28 мая 2009 года истец принята на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
31 мая 2016 года истец уволена со службы органов наркоконтроля, исключена из списков личного состава сотрудников Управления ФСКН по Свердловской области.
10 июня 2016 года истец принята на службу в органы внутренних дел.
16 августа 2018 года истец переведена в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Заключен контракт на неопределенный срок с 16 августа 2018 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Емшановой Н.В, суд первой инстанции со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и в органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуге лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периода службы истца в таможенных органах с сентября 1997 года по октябрь 2000 года в выслугу лет, необходимой для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации этого конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 N 154-ФЗ) пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лиц, указанных в статье 1 этого Закона, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
В своих исковых требованиях истицей заявляются требования о зачете в льготном исчислении периода ее службы в таможенных органах Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Вместе с тем, положением пункта 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г, лицам рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, уволенным со службы с 5 апреля 2016 г, помимо периодов, указанных в пункте 1 этого постановления, засчитывается в календарном исчислении в том числе период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
"Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254, предусмотрено, что лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, в выслугу лет для назначения пенсии, засчитывается (помимо периодов, указанных в постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 N 941), в частности, время службы (работы) в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве должностных лиц, имеющих специальные (персональные) звания, исчисленное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям".
Из справки Кольцовской таможни на имя истца от "дата" следует, что в льготном исчислении (один месяц за полтора) ей был засчитан период с 16.02.1998 года по 04.09.2000 года в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям", и с приказом ГТ России от 28.08.2000 N 773 "О льготном исчислении выслуги лет сотрудникам таможенных органов, участвующим в оперативно-розыскной деятельности (л.д. 25).
Согласно выписки из приказа Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Свердловской области N431лс от "дата" выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 31 мая 2016 года составляла: календарная - 10 лет 01 месяц 04 дня, льготная - 03 года 05 месяцев 29 дней (в том числе в ФСКН России - 02 года 02 месяца 24 дня), учеба - 02 года 04 месяца 28 дней, всего - 16 лет 00 месяцев 01 день.
Вместе с тем, как следует из выписки из приказа ГУ МВД России по Свердловской области N... от "дата", в соответствии с частью 10 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Емшановой Н.В. был установлен стаж в размере 13 лет 09 месяцев 17 дней по состоянию на 10 июня 2016 года.
В данный стаж, вопреки позиции истца, в календарном исчислении вошел период работы истца в Уральском таможенном управлении Кольцовской таможни, что подтверждается расчетом выслуги лет, представленным стороной ответчика.
Доказательств, подтверждающих включение истцу в стаж службы при переводе в МВД России после ликвидации ФСКН России периодов работы в таможенном органе в льготном исчислении, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
На основании части 10 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что зачету в стаж службы в органах внутренних дел подлежит стаж в органах наркоконтроля, в связи с чем, доводы истца о необходимости зачета периода службы в таможенных органах в льготном исчислении, учтенного ранее Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, при переводе в органы внутренних дел несостоятельны, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Учитывая, что иная оценка истцом установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает наличие допущенной судом первой инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки, которая могла бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта, правовых оснований для отмены либо изменения оспариваемого по делу решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емшановой Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.