Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Князевой О.Е, Савельевой Т.Ю.
при секретаре
Малиной Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1990/2020 по апелляционной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года по исковому заявлению Всеволожского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Всеволожский городской прокурор обратился в суд с иском к ответчику Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения.
Исковые требования обоснованы тем, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Всеволожского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" по вопросу загрязнения земель лесного фонда отходами производства и потребления от 09.07.2020, в рамках которой установлено, что 08.07.2020 лесничим Гарболовского участкового лесничества "... " А.А. при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1, 2 км. от д. Ненимяки, в квартале N 227 выделе 19 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0, 0008 га объемом 3, 2 куб.м, о чем составлен акт о лесонарушении N 130 от 08.07.2020 года.
Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО "Куйвозовское сельское поселение", свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
Лесничим Всеволожского участкового лесничества "... " П.С. 09.07.2020 при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1, 6 км. от д. Кальтино, в квартале N 73 выделе 37 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0, 01 га объемом 40 куб.м, о чем составлен акт о лесонарушении N 133 от 09.07.2020.
Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО "Всеволожское городское поселение", свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
По факту загрязнения земель лесного фонда отходами, собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу. Отходы складируются на территории Всеволожского лесничества.
Истец просил обязать ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных на территории лесного фонда: в квартале N 227 выделе 19 Гарболовского участкового лесничества Всеволожского лесничества; в квартале N 73 выделе 37 Всеволожского участкового лесничества Всеволожского лесничества в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.12.2020 исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено:
"Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных на территории лесного фонда: в квартале N 227 выделе 19 Гарболовского участкового лесничества Всеволожского лесничества; в квартале N 73 выделе 37 Всеволожского участкового лесничества Всеволожского лесничества в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.".
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильность решения.
Указывает, что поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно: не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П, в котором указано, что законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.
Однако считает, что следует учитывать то обстоятельство, что указанные выводы Конституционного суда сделаны в период действия утратившей силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утративших силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, в силу которых в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлялись в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607. Меры санитарной безопасности в лесах согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
В связи с указанными изменениями в законодательстве, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, а возложение на Комитет обязанности по ликвидации отходов производства и потребления не соответствует положениям действующего законодательства.
Ссылается на положения ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 42, пп. 4 п. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ, которыми регламентированы обязанности собственника имущества по несению бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а также установлены обязанности собственников земельных участков, в том числе по недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлению мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе мер пожарной безопасности, а также обязанность собственников земельных участков в целях охраны земель по проведению мероприятий по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.
Указывает, что взаимодействие с региональным оператором, в рамках ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда на территории Ленинградской области должно осуществлять МТУ Росимущества, поскольку наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, к которому отнесены земельные участки в составе земель лесного фонда.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания и документов об уважительности причин неявки в суд не направили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, определиларассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п. 4 ч. 1 и ч. 3).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Согласно пп. 2 п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области также установлены Положениями закона Ленинградской области от 4 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области".
Пунктами 4, 5 ст. 14 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам.
В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Нормой ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно пункту 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В силу части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Частями 3, 6 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Всеволожского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" по вопросу загрязнения земель лесного фонда отходами производства и потребления от 09.07.2020.
Из акта о лесонарушении N 130 от 08.07.2020, составленного лесничим Гарболовского участкового лесничества "... " А.А, следует, что при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1, 2 км. от д. Ненимяки, в квартале N 227 выделе 19 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0, 0008 га объемом 3, 2 куб.м.
Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО "Куйвозовское сельское поселение", свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
Лесничим Всеволожского участкового лесничества "... " П.С. 09.07.2020 при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1, 6 км. от д. Кальтино, в квартале N 73 выделе 37 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0, 01 га объемом 40 куб.м, о чем составлен акт о лесонарушении N 133 от 09.07.2020.
Данный земельный участок находится в границах МО "Всеволожское городское поселение", свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
По факту загрязнения земель лесного фонда отходами, собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу, отходы складируются на территории Всеволожского лесничества, что подтверждается материалами проверки.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
Специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Территориальным управлениям Росимущества.
Таким органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области" является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно пункту 1.3 Положения, Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.
В соответствии с п. 3 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 603-р "О создании Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", учреждение находится в ведении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и установил, что полномочия в сфере лесных отношений в Ленинградской области, переданные субъекту Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, в связи с чем пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что именно на ответчика должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по очистке спорного земельного участка от захламления отходами производства и потребления.
Исходя из общих положений об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, установленных ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, устанавливающих порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов, согласно которым не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, следует, что удаление (ликвидация) загрязнения лесов отходами производства и потребления относится к мерам защиты и санитарной безопасности в лесах.
Несостоятельны доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку противоречат статье 83 Лесного кодекса РФ, согласно которой средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления указанных полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством (статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подробно изложена в мотивировочной части решения суда.
Оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.