Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В, судей
Луковицкой Т.А, Сопраньковой Т.Г, при секретаре
Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 февраля 2021 года по гражданскому делу N 2-422/2021 по иску Всеволожского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Всеволожский городской прокурор обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, просил обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенными в квартале 42, выделе 24, в точке с координатами 60.2160359, 30.2225663 Меднозаводского участкового лесничества Всеволожского лесничества, путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 20.08.2020 N К-09-1345/2020 по фактам несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда, в границах Меднозаводского участкового лесничества Всеволожского лесничества, о чем государственным лесным инспектором Ленинградской области Федотовым А.Н. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования N 1-15-41005-20/З от 19.08.2020.
В ходе осмотра территории лесного фонда 19.08.2020 в квартале 42, выдел 24, в точке с координатами 60.2160359, 30.2225663 зафиксирована свалка отходов производства и потребления объемом 20 куб.м. По морфологическому составу отходы представляют собой строительный мусор, картон, доски, резиновые покрышки, мебель и т.д.
Установить собственника отходов, а также лицо, осуществляющее их сброс на почву, не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.
Лесной участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, является свободным от аренды.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.02.2021 на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области возложена обязанность провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенными в квартале 42, выделе 24, в точке с координатами 60.2160359, 30.2225663 Меднозаводского участкового лесничества Всеволожского лесничества путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, доказательства их уважительности не представили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 20.08.2020 года N К-09-1345/2020 по фактам несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда, в границах Меднозаводского участкового лесничества Всеволожского лесничества, о чем государственным лесным инспектором Ленинградской области Федотовым А.Н. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования N 1-15-41005-20/З от 19.08.2020.
Согласно акту в ходе осмотра территории лесного фонда 19.08.2020 в квартале 42 выделе 24, в точке с координатами 60.2160359, 30.2225663 зафиксирована свалка отходов производства и потребления объемом 20 куб.м. По морфологическому составу отходы представляют собой строительный мусор, картон, доски, резиновые покрышки, мебель и т.д. Акт подтверждается фотофиксацией. Факт размещения отходов не оспаривается.
Собственник отходов, а также лицо, осуществляющее их сброс на почву, не установлены ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.
Лесной участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, является свободным от аренды, что также ответчиком не оспаривается.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и установив, что полномочия в сфере лесных отношений в Ленинградской области, переданные субъекту Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по очистке спорного земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления путем вывоза на лицензированный полигон отходов.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу абз. 3 ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что к твердым коммунальным отходам относят отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
При этом согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, размещенных на указанном земельном участке.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 50.7, ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 Кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Деятельность по охране лесов от пожаров подразумевает выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию негативных последствий.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с данным Кодексом, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.
Частью 2 этой же статьи установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого), включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Согласно пп. 9, 25, 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (действовавших на момент составления акта о лесонарушении и до 01.01.2021), запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором; полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов; вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 м с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 N 336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
При этом изменение правового регулирования, в частности, признание с 01.10.2016 утратившей силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов и не влечет изменения полномочий органов исполнительной власти в указанной области.
Статьей 3 Областного закона Ленинградской области от 27.07.2016 N 71-оз "О разграничении полномочий органов государственной власти Ленинградской области в области обращения с отходами и признании утратившими силу отдельных законодательных актов" (утратил законную силу с 19.02.2021) установлены полномочия Правительства Ленинградской области в области обращения с отходами, среди которых: формирование отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области.
Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий в области обращения с отходами, указанных в пунктах 3 - 27 части 1 данной статьи, отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или областным законам (часть 2).
В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 19.02.2021 N 10-оз "О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, о внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов и отдельных положений законодательных актов" к полномочиям Правительства Ленинградской области в области обращения с отходами относятся: участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Ленинградской области (п. 4); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области (п. 15).
В соответствии с ч. 3 указанной статьи Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий в области обращения с отходами, указанных в пунктах 2 - 26 части 2 данной статьи, отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или иным областным законам.
При рассмотрении дела судом установлено, что по результатам проведения Всеволожской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, требований санитарно-эпидемиологического законодательства в границах Меднозаводского участкового лесничества Всеволожского лесничества в квартале 42 выделе 24, в точке с координатами 60.2160359, 30.2225663 зафиксирована свалка отходов производства и потребления объемом 20 куб.м.
Ввиду неустановления собственника отходов, а также лица, осуществляющего их сброс, с учетом того, что земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, исходя из системного толкования вышеуказанных положений нормативных актов и того, что специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 (в ред. от 17.06.2021) "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области" является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Так, пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно пункту 1.3 Положения Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.
В соответствии с п. 3 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 603-р "О создании Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", учреждение находится в ведении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными, поскольку указанные доводы противоречат действующему законодательству, а также Положению о Комитете.
Проанализировав круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, суд обоснованно установил, что именно Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, должен обеспечивать в лесах Ленинградской области, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого ч. 1 ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Соответственно, судом обоснованно на Комитет возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенных на территории лесного фонда, не находящейся в аренде у иных лиц.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, на правильность выводов суда не влияет и отмену решения суда не влечет, так как доводы жалобы в указанной части противоречат статье 83 Лесного кодекса РФ, согласно которой средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления указанных полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.08.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.