Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Аносовой Е.А, Охотской Н.В, при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2021 года апелляционную жалобу Павловой Е. А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2021 года по иску Павловой Е. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию, Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Павловой Е.А. и ее представителя Дригант О.Д, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Пономареву Л.Е, полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с 26.10.1992 по 29.11.1993 в должности педагога и с 01.09.1994 по 25.08.2008 в должности педагога, преподавателя в МОУ ДОД "Детская школа искусств N... " "адрес", с 01.09.2008 по 30.08.2010 в должности преподавателя в МОУ ДОД "Детская школа искусств N... " "адрес", с 01.09.2010 по 31.10.2019 в должности преподавателя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургского ГБУ ДО "Санкт-Петербургская детская художественная школа N... ", и возложении на пенсионный орган обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование заявленных требований указала, что 30.08.2018 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 16.04.2019 N... ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Решение пенсионного органа истец полагает незаконным, нарушающим ее пенсионные права.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований Павловой Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Павлова Е.А. просит отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08.07.2021 года произведена замена стороны ответчика на Отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с реорганизацией.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 данного Федерального закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 ст. 30).
Согласно подпункта "м" пункта 1 и пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется с учетом характера спорных правоотношений:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, при этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судом установлено и следует из материалов дела, решением пенсионного органа от 16.04.2019 отказано Павловой Е.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Как следует из решения пенсионного органа специальный страховой стаж истца на момент ее обращения (30.08.2018), учтенный ответчиком отсутствует.
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке истца, последняя работала на следующих должностях:
в период с 26.10.1992 по 29.11.1993 в должности педагога в школе искусств N... "адрес";
с 01.09.1994 по 25.08.2008 в должности педагога в школе искусств N... "адрес", при этом 01.09.1996 в трудовую книжку внесена запись о переименовании с 01.01.1992 должности "педагог" в должность "преподаватель";
с 01.09.2008 по 30.08.2010 в должности преподавателя ИЗО МОУ Дополнительного образования детей "Детская школа искусств N... ".
с 01.09.2010 принята на должность преподавателя рисунка, живописи и композиции в Санкт-Петербургское ГОУ Дополнительного образования детей "Санкт-Петербургская Детская художественная школа N... ";
с 01.09.2011 назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в том же образовательном учреждении;
30.01.2012 Санкт-Петербургское ГОУ Дополнительного образования детей "Санкт-Петербургская Детская художественная школа N... " переименовано в Санкт-Петербургское ГБОУ Дополнительного образования детей "Санкт-Петербургская Детская художественная школа N... ".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статье 39 Конституции Российской Федерации, статьям 8, 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", подпункту м пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"; Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет"; Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"); Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781), разъяснениям изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы с 26.10.1992 по 29.11.1993, с 01.09.1994 по 25.08.2008, с 01.09.2008 по 30.08.2010 и с 01.09.2010 по 31.10.2019, основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию стороны истца в суде первой инстанции и признаются судебной коллегией необоснованными. Указанные доводы получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в апелляционном порядке.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии имеют учителя, преподаватели и педагоги, работающие в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах всех наименований (п. 1 Списка); преподаватели и педагоги дополнительного образования, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в детских школах искусств, в том числе по виду (видам) искусств (п. 2 Списка).
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Павлова Е.А, выполняла работу, указанную в Списке в п. 2 раздела "Наименование должностей" (преподаватель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе), в учреждении, указанном п. 2 раздела "Наименование учреждений" (Учреждения дополнительного образования детей, детская школа искусств).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Поскольку на 01.01.2001 стаж работы Павловой Е.А. в должностях в учреждениях, названных в Списке, составил менее требуемых 16 лет 8 месяцев, периоды работы истца, начиная с 01.01.2001 г, не подлежали зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорные периоды работа истца была связана с образовательным процессом, она выполняла обязанности преподавателя, в том числе в период работы с 26.10.1992 в МОУ ДОД школа искусств N... "адрес", не влечет правовых последствий для истца, поскольку при отсутствии необходимого стажа работы (не менее 16 лет 8 месяцев) все периоды работы истца в качестве преподавателя школы искусств в учреждении дополнительного образования для детей после 01.01.2001 года, включены быть не могут. При этом, включение в специальный стаж периодов работы истца до указанной даты, не порождает прав истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные истцом доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, аналогичны доводам, заявленным в обоснование исковых требований которые были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого получили надлежащую оценку, в связи с чем, не влекут отмену постановленного судом решения; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павловой Е. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.