Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Носковой Н.В, Поповой Е.В.
с участие прокурора
Скибенко С.А.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2a-4934/2021 по апелляционной жалобе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 августа 2021 года по административному иску З.Д.В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово - Н.А.В. (по доверенности), возражения административного истца З.Д.В, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Скибенко С.А, судебная коллегия
установила:
З.Д.В. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово (далее - ИКМО Автово) от "дата" N... об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Автово шестого созыва по избирательному округу N 4.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права З.Д.В. просил суд возложить на ИКМО Автово обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета указанного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 4.
В обоснование административного иска З.Д.В. ссылался на то обстоятельство, что представил в избирательную комиссию необходимый для регистрации кандидатом в депутаты комплект документов, однако "дата" решением избирательной комиссии ему было отказано в регистрации кандидатом со ссылкой на основания, указанные в подпунктах "в", "г" пункта 4 статьи 29, в пункте 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 августа 2021 года, административный иск удовлетворён частично - признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от "дата" N... об отказе в регистрации З.Д.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4.
Этим же решением суда на избирательную комиссию возложена обязанность зарегистрировать З.Д.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4, в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ИКМО Автово просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом посредством направления судебного извещения по адресу электронной почты.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от "дата" N... на "дата" назначены выборы депутатов муниципального совета данного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4 (л.д. 39).
"дата" З.Д.В. подал в ИКМО Автово заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 4 (л.д. 45).
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 4 (л.д. 46-47), членом ИКМО Автово "дата" в 10 часов 31 минуту от З.Д.В. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
-документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения;
- решение органа политической партии о выдвижении кандидата в депутаты;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
"дата" в 14 часов 15 минут членом ИКМО Автово от З.Д.В. также приняты (л.д. 68):
- первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда;
- справка об открытии счета на имя истца;
- выписка из лицевого счета;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
"дата" ИКМО Автово принято решение N... об извещении З.Д.В. о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты. Этим же решением утвержден текст извещения кандидата в депутаты (л.д. 40).
Согласно данному извещению, ИКМО Автово выявлены следующие недостатки в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты:
в машиночитаемом виде отсутствует заявление о согласии баллотироваться, оформленное в соответствии с формой, утвержденной ИКМО Автово;
в представленном заявлении о согласии баллотироваться в адресе места жительства кандидата отсутствует указание района Санкт-Петербурга, в котором проживает кандидат;
на бумажном носителе и в машиночитаемом виде не представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на дату, определенную законодательством;
первый финансовый отчет, представленный кандидатом, оформлен не по форме, утвержденной решением ИКМО, в данном отчете не указана дата рождения кандидата.
Указанные недостатки З.Д.В. предложено устранить не позднее "дата" (л.д. 41-42).
Однако, доказательства вручения указанного извещения З.Д.В. в материалах данного административного дела отсутствуют.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу (л.д. 81), членом ИКМО Автово "дата" в 10 часов 41 минуту от З.Д.В. приняты следующие документы:
- исправленное заявление о согласии баллотироваться;
- исправленные сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- исправленный первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Решением ИКМО Автово от "дата" N... З.Д.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4 со ссылкой на основания, указанные в подпунктах "в", "г" пункта 4 статьи 29, в пункте 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (л.д. 37-8).
Как усматривается из текста данного решения, основанием для отказа З.Д.В. в регистрации кандидатом в депутаты послужили следующие обстоятельства: в заявлении о согласии баллотироваться не устранено замечание к адресу места жительства истца; на бумажном носителе и в машиночитаемом виде не представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на дату, определенную законодательством.
Кроме того, в решении указано, что представленные З.Д.В. в ИКМО Автово "дата" сведения о размере и об источниках доходов по состоянию на "дата", не могут быть приняты избирательной комиссией во внимание, поскольку первоначально при подаче документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты, такие сведения представлены не были.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения у ИКМО Автово не имелось правовых оснований для отказа в регистрации З.Д.В. кандидатом в депутаты, поскольку последним были представлены все требуемые по закону документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Как следует из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, З.Д.В. в качестве адреса его места жительства указал: "адрес" (л.д. 45).
Отсутствие указания в заявлении на административный район г. Санкт-Петербурга, в котором проживает З.Д.В, нельзя признать той неполнотой сведений, которая не позволяла бы избирательной комиссии по адресу регистрации кандидата определить место его жительства и район проживания.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 года N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга", район Санкт-Петербурга - административно-территориальная единица Санкт-Петербурга, в границах которой осуществляют свою деятельность исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга - администрации районов Санкт-Петербурга. Границы районов Санкт-Петербурга устанавливаются согласно приложению 1 к названному Закону Санкт-Петербурга; приводится подробное описание границ районов и муниципальных образований, а также имеется графическая схема административно-территориального деления города Санкт-Петербург, предоставляющие возможность определить административный район проживания кандидата по указанному им в заявлении адресу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав адрес места жительства для целей указанного закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Приведённая в названной выше норме Федерального закона последовательность мест проживания (субъект Российской Федерации, район, город, иной населённый пункт) позволяет прийти к выводу о том, что указанная административно-территориальная единица "район", как объект ОКАТО, относится к тем районам республик, краёв, областей, автономных областей, входящих в состав Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации, которые (районы) в пределах своей территории включают города и иные населённые пункты мест проживания граждан, но не относится к внутригородским районам города.
Закон об основных гарантиях избирательных прав или Закон о выборах депутатов муниципальных советов не ставит реализацию гражданином пассивного избирательного права в зависимость от места его проживания в пределах административно-территориального деления населённого пункта.
Поэтому отсутствие в заявлении гражданина о согласии баллотироваться указания на административный район Санкт-Петербурга или внутригородское муниципальное образование не может расцениваться в качестве неполноты указания кандидатом сведений о месте его жительства и служить основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Согласно положениям пункта 1 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправлению, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 4.12.4 Методических рекомендаций, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан.
В подтверждение извещения З.Д.В. о недостатках в представленных документах ИКМО Автово представлен скрин-шот страницы с СМС-сообщениями, направленными по номеру телефона N... (л.д. 43).
Однако, как следует из материалов дела, в том числе заявления о согласии баллотироваться, а также пояснений административного истца, указанный ИКМО Автово номер телефона мобильной связи З.Д.В. не принадлежит; З.Д.В. пользуется услугами другого оператора мобильной связи N... (л.д. 45, 92).
Несмотря на указанное обстоятельство, "дата" административный истец представил в ИКМО Автово исправленные документы, о чем свидетельствует подтверждение должностного лица избирательной комиссии о получении документов (л.д. 81).
Согласно пункту 4.12.1 Методических рекомендаций, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, кандидат или избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав граждан, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:
1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также документов, представленных в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона;
3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав граждан, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных названным пунктом.
Пунктом 3 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав установлено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону.
Первоначально, при подаче документов "дата" З.Д.В. предоставил в ИКМО Автово сведения о размере и источниках дохода, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на "дата" (л.д. 46, 64 с оборотом).
"дата", то есть в срок, установленный законом и приведёнными выше Методическими рекомендациями для исправления недостатков, З.Д.В. представил в ИКМО Автово сведения о размере и источниках дохода по состоянию на "дата" (л.д. 76, 81).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Учитывая, что сведения о размере и источниках дохода были представлены З.Д.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию, последний в силу пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и статьи 27 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов имел право привести содержание указанного документа в соответствие с требованиями закона.
Таким образом, поскольку З.Д.В. в ИКМО Автово были представлены все требуемые по закону документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты, постольку у названной избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа истцу в регистрации кандидатом в депутаты, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 августа 2021 года по административному делу N 2a-4934/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.