Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Ильичевой Е.В, Чуфистова И.В, при секретаре
Витвицкоой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 09 августа 2021 года административное дело N2а-4242/2020 по апелляционной жалобе акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 18 декабря 2020 года по административному исковому заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге, государственному инспектору труда Оконешниковой Ксении Васильевне о признании незаконным и отмене предписания от 05 июня 2020 года N78/7-38-20-ПВ/790/3.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителя административного истца - Голуб Л.Г. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге, в котором просило признать незаконным и отменить предписание N78/7-38-20-ПВ/790/3 от 05 июня 2020 года, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
В обоснование заявленных требований АО "Федеральная пассажирская компания" указало, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге о проведении проверки N78/7-38-20-ПВ/790/1/1 от 06 мая 2020 года, в связи с поступившим обращением Зябко Г.О. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Северо-Западного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности - структурного подразделения АО "Федеральная пассажирская компания". По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N78/7-38-20-ПВ/790-2 от 05 июня 2020 года и вынесено предписание N78/7-38-20-ПВ/790/3 от 05 июня 2020 года, согласно которому АО "Федеральная пассажирская компания" обязано в срок до 22 июня 2020 год и в срок до 05 июля 2020 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, АО "Федеральная пассажирская компания" обязано внести изменения в Правила внутреннего распорядка и произвести перерасчет заработной платы Зябко Г.О. в соответствии с фактически отработанным временем в период с января 2017 года по декабрь 2019 года. Административный истец указал, что административным ответчиком был нарушен мораторий, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Также административный истец указал, что предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных и определенных формулировок о действиях, которые необходимо совершить АО "Федеральная пассажирская компания".
Кроме того, АО "Федеральная пассажирская компания" указало, что отсутствовали основания для выдачи предписания, поскольку работник не исчерпал возможность реализовать свое право на разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке, в случае если считает свое право по выплате заработной платы нарушенным. Также административный истец полагает, что оспариваемое предписание не содержит указания на конкретные нарушения трудового законодательства АО "Федеральная пассажирская компания", при этом, по мнению административного истца с его стороны нарушения трудового законодательства допущено не было.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 18 декабря 2020 года, в удовлетворении требований АО "Федеральная пассажирская компания" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец АО "Федеральная пассажирская компания" просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. В обоснование требований апелляционной жалобы АО "Федеральная пассажирская компания" указало, что судом первой инстанции не рассмотрены доводы административного истца о неисполнимости оспариваемого предписания и отсутствии основания для вынесения предписания. Также апеллянт полагает, что судом первой инстанции не применены положения законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, а также судом первой инстанции неверно определены обстоятельства дела, поскольку судом первой инстанции сделаны выводы на основании недопустимых доказательствах.
Представитель административного истца, акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - Голуб Л.Г, действующая на основании доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административные ответчики: Государственная инспекция труда в Санкт-Петербурге, государственный инспектор труда Оконешникова К.В.; заинтересованное лицо, Зябко Г.О, в заседание суд апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 16 апреля 2010 года между Зябко Г.О. и административным истцом заключен трудовой договор N25, согласно которому Зябко Г.О. принят на должность контролера-ревизора пассажирских поездов.
Согласно листу ознакомления работников Северо-Западного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО "Федеральная пассажирская компания" работник Зябко Г.О. ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденных Приказом от 13 января 2020 года NКРСЗАП-1, что подтверждается его подписью в листе ознакомления.
05 июня 2020 года государственным инспектором труда по правовым вопросам в городе Санкт-Петербурге Оконешниковой К.В. проведена проверка в отношении АО "Федеральная пассажирская компания" по обращению работника Зябко Г.О. и вынесено предписание N78/7-38-20-ПВ/790/3 от 05 июня 2020 года об устранении выявленных нарушений, обязывающее АО "Федеральная пассажирская компания" внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с актом проверки от 05 июня 2020 года N78/7-3 8-20-ПВ/790/2 со сроком выполнения до 05 июля 2020 года, произвести перерасчет заработной платы Зябко Г.О. в соответствии с фактически отработанным им временем за период с января 2017 года по декабрь 2019 года со сроком выполнения до 22 июня 2020 года.
В ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге в Северо-Западном региональном отделении Центра контрольно-ревизионной деятельности структурного подразделения АО "Федеральная пассажирская компания" установлено, что в нарушение части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации пункт 6.5 Правил внутреннего трудового распорядка ухудшает положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. Данное положение локального нормативного акта противоречит действующему трудовому законодательству, которое не предполагает кратности учета рабочего времени, подлежащего оплате, фактически отработанному рабочему времени; то есть по смыслу локальных актов следует, что из 24 часов учтенного рабочего времени оплате будет подлежать только 7 часов.
Таким образом, при проведении проверки государственный инспектор труда по правовым вопросам пришел к выводу, что при учете рабочего времени не может применяться принцип кратности, установленный локальными актами, поскольку трудовым договором от 16 апреля 2010 года N25 (в редакции дополнительного соглашения от 29 декабря 2017 года) установлена простая повременная оплата - должностной оклад в размере 31 263 рубля.
Также судом первой инстанции установлено, что из представленных в материалы дела копий планов-заданий на проведение ревизий и проверок за 2017-2019 год следует, что при формировании планов проверок поездов и графиков работы контролёров-ревизоров пассажирских поездов в рабочее время не включается время, непосредственно предшествующее отправлению поезда со станции начала работы и время после прибытия поезда на станцию окончания работы, в среднем это время составляет от 10 до 20 минут.
Однако, как следует из представленных копий выписок из графика работы бригады за декабрь 2010 года и декабрь 2012 года работодатель АО "Федеральная пассажирская компания" в полном объеме оплачивал все часы нахождения работника в служебных поездках, в том числе время нахождения на станциях в ожидании поездов, то есть относил это время к рабочим часам.
Судом первой инстанции установлено, что в отсутствии точного учета рабочего времени, фактически отработанного Зябко Г.О. времени государственным инспектором труда по правовым вопросам не сделан вывод о наличии или неоплате времени сверхурочной работы, при этом, обосновано выдано оспариваемое предписание.
Также суд первой инстанции, приняв во внимание, что применение Правил внутреннего трудового распорядка для работников Северо-Западного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности - структурного подразделения АО "Федеральная пассажирская компания" и Методических указаний по учету рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников Центра внутреннего контроля и аудита, утвержденных распоряжением от 09 января 2014 года N7Р ухудшает правовое положение заинтересованного лица Зябко Г.О, нарушает требования трудового законодательства и противоречит им, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия с учетом доводов апелляционной жалобы находит выводы суда первой инстанции необоснованными по следующим основаниям.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в акте проверки указывается наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу указанной нормы права предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Федеральная пассажирская компания" (работодатель), в лице начальника Северо-Западного регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита Тихонова В.И, действующего на основании Положения о региональном отделении Центра внутреннего аудита - структурного подразделения АО "Федеральная пассажирская компания" и Зябко Г.О. (работник) был заключен трудовой договор N25 от 16 апреля 2010 года, с дополнительными соглашениями к нему, в соответствии с которым Зябко Г.О. принимается на работу по должности контролера-ревизора пассажирских поездов в отдел ревизий пассажирских поездов Северо-Западного регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита.
Согласно Положению о Центре контрольно-ревизионной деятельности АО "Федеральная пассажирская компания", утвержденному генеральным директором АО "Федеральная пассажирская компания" 04 апреля 2018 года N ФПК-163, Центр является структурным подразделением АО "Федеральная пассажирская компания" и имеет в своей структуре региональные отделения, в том числе и Северо-Западное региональное отделение.
На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге о проведении проверки N78/7-38-20-ПВ/790/1/1 от 06 мая 2020 года, в связи с поступившим заявлением Зябко Г.О, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Северо-Западного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности - структурного подразделения АО "Федеральная пассажирская компания".
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N78/7-38-20-ПВ/790-2 от 05 июня 2020 года и вынесено предписание N78/7-38-20-ПВ/790/3 от 05 июня 2020 года, обязывающее Северо-Западное региональное отделение Центра контрольно-ревизионной деятельности - структурное подразделение АО "Федеральная пассажирская компания" внести изменения в Правила внутреннего распорядка в срок до 05 июля 2020 года, а также произвести перерасчет заработной платы Зябко Г.О. в соответствии с фактически отработанным им временем за период с января 2017 года по декабрь 2019 года со сроком выполнения до 22 июня 2020 года.
Между тем, Северо-Западное региональное отделение Центра контрольно-ревизионной деятельности статус юридического лица не имеет, а является структурным подразделением АО "Федеральная пассажирская компания".
Таким образом, само предписание вынесено не в адрес юридического лица, а в адрес структурного подразделения, соответственно данное предписание нельзя признать законным и обоснованным в полном объеме, поскольку в рассматриваемых материальных правоотношениях, связанных с существом предписания, ответственным лицом является АО "Федеральная пассажирская компания", которое и вправе решать судьбу предписания.
Судебная коллегия, с учетом изложенного, принимая во внимание неправильность выводов суда первой инстанции и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и необходимости принятия нового решения об удовлетворении требований АО "Федеральная пассажирская компания".
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. При этом пунктом 2 названной статьи приведенное правило распространено, в том числе, на апелляционную инстанцию.
Частью 4 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.
Административным истцом на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции понесены судебные расходы по оплате государственной пошлине в размере 2 000 рублей, которые надлежит взыскать с административного ответчика.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 18 декабря 2020 года по административному делу N2а-4242/2020, отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - удовлетворить.
Признать незаконным предписание N78/7-38-20-ПВ/790/3 государственного инспектора труда Оконешниковой Ксении Васильевны от 05 июня 2020 года.
Взыскать с Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге в пользу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.