Дата вступления в законную силу - 31 августа 2021 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
19 августа 2021 г. г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "... " "... " о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 11 от 4 августа 2021 года N 9-2 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 "... "", обязании исключить "... " из списков кандидатов и избирательных бюллетеней, УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 г. N 293 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва" в соответствии с пунктами 1, 3, 6 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановило назначить выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на 19 сентября 2021 года. Указанное постановление опубликовано в "Санкт-Петербургских ведомостях", N 110, 21 июня 2021г.
В соответствии решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021г. N 239-11 на Территориальную избирательную комиссию N 11 возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва (далее - ТИК N 11).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 апреля 2021 года N 233-11 "О формировании Территориальной избирательной комиссии N 11" комиссия сформирована в составе 13 членов с правом решающего голоса.
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что "... " 6 августа 2021 года решением N 10-2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутый Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА". "... " 4 августа 2021 г. решением N 9-2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутый Региональным отделением в Санкт-Петербурге политической партией "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Административный иск мотивирован тем, что со слов члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса административному истцу стало известно, что подписные листы зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга "... " содержащие подписи избирателей, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Административный истец был лишен возможности лично ознакомится с подписными листами "... " но доверяет информации, полученной от членов избирательной комиссии и имеет основания полагать, что решение о регистрации "... " принято в нарушении норм действующего законодательства и Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ N 9/75-8 от 9 июня 2021 года (л.д.6-14).
Административный истец "... " в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по электронной почте и по телефону лично (л.д.68-69), что также отражено в представленных его представителем письменных ходатайствах в настоящем судебном заседании.
Представители "... " - "... " по доверенности от "дата" и "... " по доверенности от "дата" в судебное заседание явились, административный иск поддержали.
Представители ТИК N 11 "... " по доверенности от "дата" и "... " по доверенности от "дата" в судебном заседании против удовлетворения иска возражали, представили письменные возражения на административные требования, пояснив, что административный истец представил в ТИК N... все необходимые документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты, процедура проверки подписей избирателей ТИК N... соблюдена.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Санкт-Петербурге Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" "... " действующая по доверенности от "дата", в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Заинтересованное лицо "... " в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении административного иска отказать.
Центральная избирательная комиссия, извещенная о принятии административного иска к производству суда в силу положений п.1 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в судебное заседание отзыв не представила.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей, что административные требования не подлежат удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов, к числу которых относятся в том числе: наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом (пункт "г"); если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (пункт "г.1").
Согласно подпункту "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 81-6) основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе: выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Решением ТИК N 11 N 2-2 от 23 июня 2021 года "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14" установлено, что для регистрации по одномандатному избирательному округу N 14 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва необходимо 4102 подписи избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, а максимальное количество подписей избирателей составляет 4512.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 регистрация кандидата осуществляется при наличии документов, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга и представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 и согласно решению ТИК N 11 от 23 июня 2021 года N2-3 "О количестве подписей избирателей, подлежащих проверке при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N14" проверке подлежат 1026 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата по одномандатному избирательному округу N 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
Указанное положение соответствует требованиям ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п.6 ст. 40 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел.
Решением ТИК N 11 от 23 июня 2021 года N 2-4 "О Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14" утверждены состав и Положение о Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 в ТИК N 11, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 (далее - Рабочая группа).
Задачами Рабочей группы являются прием документов, представляемых кандидатами в ТИК N 11, проверка их соответствия требованиям Федерального закона, Закона Санкт-Петербурга, подготовка соответствующих проектов решений ТИК N11.
Соответственно основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление более 51 недостоверной и (или) недействительной подписи избирателей (1026*5%).
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определены критерии признания недействительными подписей избирателей.
В рассматриваемом деле административный истец оспаривает факт процедуры надлежащей проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата "... " и указывает на наличие, по его мнению, данных, свидетельствующих об отсутствии в части подписей, не проверенных административным ответчиком, сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы, указывает на предположение, что подписные листы (их часть), которые не были предметом исследования специалистов-почерковедов, не содержат обязательных реквизитов о лице, осуществлявшем сбор подписей, указывая на нарушение процедуры проведения выборки и проверки подписных листов.
Суд находит указанные доводы несостоятельными в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 29 июля 2021 года кандидатом "... " в ТИК N11 представлены документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, включая 9 папок с подписными листами с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу N 14, согласно представленному кандидатом протоколу об итогах сбора подписей избирателей от 29 июля 2021 года (вх.01-11-11-34), согласно которому было заявлено 4248 подписей избирателей на 859 подписных листах, сформированных в 9 папках - в 8 папках по 100 подписных листов, в одной папке 59 подписных листов.
Кандидатом "... " в ТИК N 11 представлено заявление о согласовании проведения процедуры случайной выборки (жеребьевки) подписных листов в соответствии с п. 1.6. Процедуры случайной выборки (жеребьевки) и проверки подписей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт- Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу, утвержденной решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 июня 2021 года N241-7, путем отбора номеров папок, который определяется жребием с использованием конвертов.
Случайная выборка произведена 29 июня 2021 года кандидатом лично в присутствии членов Рабочей группы. По результатам жеребьевки составлен протокол и подписан 29 июля 2021 года в 20 часов 40 мин.
Согласно указанному протоколу для проверки отобраны папки N2 (500 подписей избирателей), N7 (500 подписей избирателей), N9 (248 подписей избирателей, проверке из которых подлежало 26 подписей).
Кандидатом представлены заявление об информировании его о проверке подписных листов и заявление о том, что кандидат не возражает против того, что подписные листы будут проверятся в его отсутствие.
30 июля 2021 года подписные листы в папках, согласно протоколу случайной выборки, были представлены для получения заключения экспертам ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для получения заключения.
В соответствии с решением ТИК N 11 от 23 июня 2021 года N2-2 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14" и от 23 июня 2021 года N2-3 "О количестве подписей избирателей, подлежащих проверке при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14" для проверки были представлены 1026 подписей избирателей.
30 июля 2021 г. получено экспертное заключение по проверке подписных листов от 30 июля 2021 года N7/И/185-21, согласно которому отражены выявленные нарушения.
ГАС "Выборы" представили Рабочей группе результаты проверки сведений об избирателях, указанных в подписных листах (согласно протоколу от 29 июля 2021 года 20 часов 40 мин), которые учтены при составлении итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписных листов, равно как и заключение экспертов.
По результатам полученных указанных данных, включая экспертное заключение по проверке подписных листов, были составлены ведомости проверки подписных листов N1, N2, N3.
По ведомости N1 установлено 6 недостоверных и 12 недействительных подписей; по ведомости N2 установлено 8 недостоверных и 11 недействительных подписей; по ведомости N3 установлена 1 недействительная подпись.
4 августа 2021 года в 15 часов 10 мин составлен итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом "... " согласно которому из 1026 проверенных подписей признано недостоверными (недействительными) 38 подписей (3, 7%), а достоверными 988.
Таким образом, Рабочей группой не было установлено оснований для отказа в регистрации кандидата по пп. "з" п.11 ст. 41 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (по причине выявления 5 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки), в связи с чем 4 августа 2021 году в 15 часов 39 мин единогласно решением ТИК N11 под N9-2 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 "... "" "... " зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 и 4 августа 2021 года им получено соответствующее удостоверение.
В соответствии с п.2 ст. 40 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 ТИК N 11 проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу требованиям Федерального закона, указанного Закона Санкт-Петербурга. Избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия проверяет достоверность сведений, представленных кандидатом.
Деятельность Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт- Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, включая действия по заверению каждой папки с подписными листами печатью ТИК N 11, проверке соответствия количества представленных подписных листов количеству, отражена в протоколе об итогах сбора подписей избирателей от 29 июля 2021 года.
Рабочая группа по приему и проверки документов, также проверила все документы, представленные "... " для выдвижения и регистрации кандидата, которые соответствовали требованиям действующего избирательного законодательства, что также нашло подтверждение в материалах дела.
Таким образом, с учетом ранее изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура проверки подписных листов и регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 "... " произведена в точном соответствии с действующим законодательством.
Доводы представителей административного истца о том, что заключение специалистов - почерковедов не содержит сведений о предупреждении экспертов по ст. 307 УК РФ и ссылок на методику проведения проверки, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей.
Правила судопроизводства и проведения экспертиз, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 8 декабря 2011 года N 1629-О-О, не относятся к деятельности эксперта, привлеченного избирательной комиссией к проверке достоверности подписей избирателей.
Порядок проверки таких подписей определен специальной нормой пунктами 3 - 7 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Указанным требованиям, приведенное выше заключение специалистов-почерковедов от 30 июля 2021 года полностью соответствует, поскольку оформлено в письменном виде, составлено экспертами Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обладающим соответствующими специальными познаниями с правом производства судебных почерковедческих экспертиз. При этом доказательств, которые могли бы поставить под сомнение компетентность и объективность указанных экспертов, равно как и доводов, опровергающих достоверность их выводов, в суд не представлено.
Представители административного истца пояснили в судебном заседании, что выводы экспертного заключения специалистов "... " и "... " от 30 июля 2021 года они не оспаривают, но полагают, что экспертами также должны быть проверены все оставшиеся в папке N 9 подписные листы.
Указанное ходатайство административного истца о необходимости проведения судебной почерковедческой экспертизы всех подписных листов в папке N 9, а также в части обозрения в судебном заседании всех подписных листов, представленных "... " в 9-ти папках, не подлежит удовлетворению, поскольку указанные подписные листы не являлись предметом проверки с учетом вышеприведенных норм права и решений ТИК N 11 от 23 июня 2021 года N 2-2 и N 2-3.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рамках рассматриваемого дела все меры, предусмотренные законодательством, выполнены административным ответчиком, что подтверждается прилагаемыми доказательствами.
Доводы административного иска о несоблюдении административным ответчиком процедуры проверки представленных подписных листов, которая выразилась в том, что из папки номер 9 были подвергнуты исследованию только первые 26 подписей, суд находит несостоятельными, поскольку представленными по делу доказательства подтверждается соблюдение установленной процедуры проверки подписей избирателей.
При этом каких-либо конкретных доводов в подтверждение утверждений иска представители административного истца не приводят, также как и относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для признания той или иной подписи недостоверной или недействительной, доводы административного иска носят предположительный характер, при этом административный истец не заявлял ходатайств о вызове и допросе в качестве свидетелей каких-либо лиц в подтверждение своей позиции, либо о вызове специалистов "... " и "... " по результатам проведенных ими исследований.
В соответствии со специальной нормой закона (пунктом 2 статьи 40 указанного Закона Санкт-Петербурга N 81-6) на окружную избирательную комиссию возложена обязанность проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, в связи с чем предусматривается привлечение к проверке специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Иных исследований подписных листов специальной нормой закона не предусмотрено. Какое-либо нарушение процедуры проверки подписных листов со стороны административного ответчика судом не установлено.
Таким образом, у ТИК N 11 отсутствовали основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты "... "
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку нарушений, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты по доводам административного иска судом не установлено, материалами дела подтверждено, что кандидатом в депутаты были представлены все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты в силу вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска "... " о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 11 от 4 августа 2021 года N 9-2 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 "... "", обязании исключить "... " из списков кандидатов и избирательных бюллетеней - отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.