Дата вступления в законную силу - 3 сентября 2021 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 августа 2021 г. г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "... " о признании незаконным и отмене решения ТИК N 35 от 11 августа 2021 года N 27-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 213 "... "" и обязании принять решение о регистрации указанного кандидата, УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Данный Указ Президента Российской Федерации официально опубликован в день его подписания 17 июня 2021 года, в связи с чем, на основании пункта 2 названного Указа вступил в силу 17 июня 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) 225 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 20-ФЗ.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК Российской Федерации) от 28 апреля 2021 г. N 4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона N20-ФЗ по предложению Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ N 213 возложены на территориальную избирательную комиссию N 35 (далее - ТИК N 35).
Решением ТИК N 35 ТИК N 35 от 11 августа 2021 года N 27-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 213 "... "" административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 213.
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что оспариваемое решение ТИК N 35 является незаконным, поскольку грубо нарушается равенство прав кандидатов, граждан Российской Федерации, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральным законом Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), так как партийные кандидаты по спискам от партий по одномандатному избирательному округу N 213 освобождены от сбора подписей избирателей, а единственный беспартийный независимый кандидат в этом округе "... " обязан собрать подписи избирателей за 49 дней в количестве 15141 подписей, которые будут проверяться, выбраковываться; указанный срок и количество подписей не соответствует реальным возможностям при непосредственном выдвижении кандидата путем самовыдвижения, учитывая также, что гражданин вынужден начинать свою предвыборную агитацию, нести расходы еще на этапе сбора подписей, чтобы жители узнали за кого ставят подписи в период запретов и ограничений, установленных во время пандемии, полагает, что положения п.2 ст. 44 Федерального закона N 20-ФЗ и иные в части возложения на административного истца обязанности по сбору подписей, в то время как другие кандидаты в этом же округе освобождены от такой обязанности не соответствующим Международному пакту о гражданских политических правах, Федеральному закону N 67-ФЗ и Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в силу Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" сборщик подписей не наделен оператором правом по сбору персональных данных, в Федеральном законе N 20-ФЗ, Федеральном законе N 67-ФЗ и Законе Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" отсутствуют указания про возможность сбора персональных данных избирателей без получения их письменного согласия, что делает сбор подписей незаконной процедурой, ставя сборщиков подписей под угрозу привлечения к административной и уголовной ответственности. В нарушение положений пункта 1 статьи 45 Федерального закона N 67-ФЗ ЦИК РФ, Санкт-Петербургская избирательная комиссия и ТИК допускают неравенство кандидатов и не информируют избирателей о сборе подписей при выдвижении кандидата путем самовыдвижения.
Административный истец "... " в судебное заседание явился, административный иск поддержал с учетом представленных дополнений, указав также, что оспариваемое решение ТИК N 35 оформлено не надлежащим образом, поскольку в нем не указан конкретный населенный пункт, где проходило заседание ТИК N.., не указано время принятия решения.
Представитель ТИК N 35 "... " по доверенности от "дата" и председатель ТИК N 35 "... " явились в судебное заседание, против удовлетворения административного иска возражали, представили письменный отзыв.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, извещенная о принятии административного иска к производству суда в силу положений п.1 ст. 243 КАС РФ, в судебное заседание отзыв не представила.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 98 Федерального закона N 20-ФЗ обжалование решений, нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Также, в соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 3 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ установлено, что суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений, в том числе, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий.
В соответствии с частью 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, в том числе, о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд с настоящим иском 18 августа 2021 года (л.д.1-4).
Таким образом, административный истец обратился с административным иском в суд в соответствии с предоставленным ему правом и в установленный законом срок в соответствии с положениями ст. 92, ч.4 ст. 240 КАС РФ, п.2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
Условия выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрены статьями 41, 47 Федерального закона N 20-ФЗ.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства. Одновременно с уведомлением, в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются:
1.Заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости;
2.Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах;
3.Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
4.Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Кандидат также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат (иное лицо) также представляет копии соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 20-ФЗ, необходимым условием регистрации кандидата в порядке самовыдвижения, является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
В силу пункта 5 статьи 44 Федерального закона N 20-ФЗ, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, что в соответствии с Постановлением ЦИК РФ от 9 июня 2021 года N9/74-8 составляет не менее 14 420 (четырнадцати тысяч четырехсот двадцати) подписей.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона N 20-ФЗ, подписи, собираемые в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата, вносятся в подписные листы, которые изготавливаются по форме согласно приложениям 2, 3 и 4 к настоящему Федеральному закону. Оплата изготовления подписных листов осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда. В поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата допускается сбор подписей только тех избирателей, место жительства которых расположено на территории того одномандатного избирательного округа, в котором выдвинут кандидат. После окончания сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата кандидат подсчитывает количество собранных подписей, составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Постановлением ЦИК РФ от 9 июня 2021 года N9/74-8. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата представляются в пронумерованном и сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) виде в окружную избирательную комиссию.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона N 20-ФЗ, для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона N 20-ФЗ (если такие изменения имеются);
письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, вместе с вышеуказанными документами, также представляет:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 Федерального закона;список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 Федерального закона;
копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона N 20-ФЗ, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 20-ФЗ, окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Из материалов дела следует, что ТИК N35 11 июля 2021 года приняла от кандидата, выдвигаемого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург-Северный одномандатный избирательный округ N 213 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва следующие документы:
уведомительное письмо кандидата о выдвижении по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения на 1 л.;
заявление кандидата о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу на бумажном носителе и машиночитаемом виде на 2 л.;
сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах на бумажном носителе и машиночитаемом виде на 3 л.;
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей на 12л.;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка на 9 л.;
копию документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании на 1 л.;
копию документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы на 1 л.; копия паспорта кандидата на 6л.;
копию документа о постановке на учет физического лица в налоговом органе на 1л.;
уведомление о счетах в иностранных банках на 1л.; также административный истцом был представлен электронный носитель информации с документами в машиночитаемом виде (диск CD-R).
В личном деле кандидата "... " также имеется уведомление от "дата" о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также копия диплома об окончании Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" имени В.И.Ульянова (Ленина).
4 августа 2021 года ТИК N35 приняла от кандидата также следующие документы, представленные для его регистрации:
документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата на 1л.;
протокол об итогах сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на 1л.;
копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата на 1л.;
акт N1 от 4 августа 2021 г. к договору N б/н от 18 июля 2021 г. на 1л.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ 6 августа 2021 года ТИК N 35 на основании решения ТИК N 35 от 6 августа 2021 года N 26-5 известила административного истца о том, что в результате проверки документов, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Северный одномандатный избирательный округ N213 "... " для уведомления о выдвижении и регистрации выявлены следующие недостатки: не представлены сведения о профессиональном образовании; не представлены сведения, предусмотренные пунктами 1, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона (подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителей в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 Федерального закона. Вышеназванное извещение, являющееся приложением к решению ТИК N 35 от 6 августа 2021 года N 2605 было направлено административному истцу по указанному им электронному адресу в соответствии с согласием об извещении его по данному адресу.
В целях устранения указанных недостатков и приведения документов в соответствие с требованиями Федерального закона, в том числе к их оформлению, кандидату разъяснено право внесения уточнений и дополнений в документы, содержащих сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в срок не позднее 9 августа 2021 года. Административный истец также был уведомлен 4 августа 2021 года о том, что заседание ТИК N 35 по рассмотрению вопроса о его регистрации в качестве кандидата (отказа в регистрации) состоится в 16 ч. 00 мин. 11 августа 2021 года в помещении избирательной комиссии, что подтверждается личной подписью кандидата.
Вопрос о регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Северный одномандатный избирательный округ N213 "... " выдвинутого в порядке самовыдвижения, рассмотрен на заседании ТИК N 35 11 августа 2021 года, решением которой (N 27-2) в соответствии со статьей 51 Федерального закона, кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Северный одномандатный избирательный округ N213 отказано в регистрации в связи с непредоставлением "... " оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных пунктами 3 части 1 и пунктами 1, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона, а именно письменного уведомления кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, а также непредставлением сведений о профессиональном образовании, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ.
Из протокола заседания ТИК N 35 от 11 августа 2021 года N 27 следует, что заседание избирательной комиссии начато в 16 ч. 05 мин, решение об отказе в регистрации кандидатом "... " принято ТИК N 35 единогласно.
Проанализировав действующее законодательство, доводы административного истца, представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
ТИК N 35, проверив в силу положений ст. 49 Федерального закона N 20-ФЗ соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидата "... " документов, представленных в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидате, учитывая, в том числе непредставление подписных листов с подписями избирателей, пришла к правомерному решению об отказе в регистрации в качестве кандидата "... "
Доводы административного истца о том, что указанное решение оформлено не надлежащим образом, поскольку не указан населенный пункт, где принималось решение ТИК N 35 и время принятия решения, суд находит несостоятельными, поскольку дата и место принятия оспариваемого решения указаны в решении ТИК N 35 от 11 августа 2021 года N 27-2.
Ссылки "... " о том, что им были представлены в ТИК N 35 документы об образовании, письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, не могут служить основанием для отмены решения ТИК N 35 от 11 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидатом, поскольку непредставление административным истцом в избирательную комиссию подписных листов, предусмотренных положениями ст. 44, 45 Федерального закона N 20-ФЗ, является безусловным и самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Доводы административного иска о том, что требование предоставления для кандидатов при их самовыдвижении подписных листов с подписями избирателей грубо нарушает равенство прав кандидатов, так как партийные кандидаты по спискам от партий по одномандатному избирательному округу освобождены от сбора подписей избирателей, в связи с чем положения п.2 ст. 44 Федерального закона N 20-ФЗ и иные в части возложения на административного истца обязанности по сбору подписей, не соответствует Международному пакту о гражданских политических правах, Федеральному закону N 67-ФЗ и Конституции Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку вышеприведенными нормами права установлены единые, равные права для кандидатов при самовыдвижении. Для оспаривания положений нормативных правовых актов (Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ), которыми установлен перечень документов, необходимых для предоставления в избирательные комиссии кандидатами при самовыдвижении и кандидатами, выдвинутыми политической партией по одномандатному избирательному округу, предусмотрен иной судебный порядок.
Ссылка административного истца о том, что он лишен возможности в силу Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и в условиях пандемии собрать необходимое количество подписей избирателей и установленные сроки, также не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок проведения выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации определен статьей 10.1 Федерального закона N 67-ФЗ. В рассматриваемом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не принимала решение об отложении голосования на соответствующих выборах.
Доводы административного иска о нарушении положений пункта 1 статьи 45 Федерального закона N 67-ФЗ ЦИК РФ, Санкт-Петербургской избирательной комиссией и ТИК, которые, по мнению административного истца, допускают неравенство кандидатов и не информируют избирателей о сборе подписей при выдвижении кандидата путем самовыдвижения, сводятся к ошибочному толкованию действующего законодательства.
Согласно статье 44 Федерального закона N 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Положения названного федерального закона определяют информирование и предвыборную агитацию в качестве различных видов деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании, требования к содержанию которых имеют существенные отличия.
Содержанием информирования является представление основных сведений о кандидате, предусмотренных избирательным законодательством. При этом в силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Федерального закона N 67-ФЗ информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с этим федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.
При этом приведенной административным истцом нормой (п.1 ст. 45 Федерального закона N 67-ФЗ) не предусмотрена обязанность избирательных комиссий информировать избирателей о возможности представления кандидату при его самовыдвижении персональных данных для оформления подписных листов в поддержку кандидата.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и частью 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ основанием для принятия решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата является, отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии, в том числе, с пунктами 1, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ.
Учитывая, что административный истец не представил в установленные законом сроки документы, предусмотренные пунктами 1, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ, у ТИК N 35 отсутствовали основания для регистрации кандидатом в депутаты "... "
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку нарушений, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты по доводам административного иска судом не установлено, материалами дела подтверждено, что кандидатом в депутаты не были представлены все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты в силу вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска "... " о признании незаконным и отмене решения ТИК N 35 от 11 августа 2021 года N 27-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 213 "... "" и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты - отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5-ти дней через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.