Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Яцкевич Т.В, с участием прокурора Егоровой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л Р А о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31.08.2021 года N 15-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А", обязании ТИК N 18 принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А, установил:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293, опубликованным в газете "Санкт-Петербургские ведомости" N 110, 21.06.2021, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 67-ФЗ) и пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга) полномочия окружной избирательной комиссии N 3 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию N 18 (далее - ТИК N 18).
Решением ТИК N 18 от 23 июля 2021 года N 05-2 Л Р А, выдвинутый избирательным объединением Санкт-Петербургское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
Решением ТИК N 18 от 31 августа 2021 года N 15-1 М К А, выдвинутая избирательным объединением Политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
Л Р.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31.08.2021 года N 15-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А", обязании ТИК N 18 принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. В обоснование своих требований административный истец указал, что ранее решением ТИК N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 М К.А, выдвинутой Политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, в связи с чем в соответствии с пунктом 29 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ повторное выдвижение этого кандидата избирательным объединением подлежало осуществлению с соблюдением установленных законом порядка и сроков выдвижения. Вместе с тем, при повторной подаче заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" М К.А. представила то же решение съезда этой политической партии о выдвижении кандидата, что было представлено ранее до отказа в регистрации М К.А. кандидатом в депутаты
Представители административного истца Б А.В. и М Д.И. в суд явились, поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика ТИК N 18 Д В.О. в суд явился, пояснил, что полагает обоснованными заявленные требования, поскольку оспариваемое решение было принято избирательной комиссией в отсутствие сведений о содержании ранее представленных М К.А. документов, характеризующих ее выдвижение политической партией, поскольку эти документы были истребованы судом при рассмотрении административного дела об оспаривании М К.А. решения об отказе в регистрации ее кандидатом в депутаты.
Заинтересованное лицо М К.А, ее представитель К А.А, являющийся также представителем Политической партии РОДП "Яблоко" в суд явились, представили возражения на заявленные требования, полагая, что пункт 29 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает требования к повторному выдвижению кандидата избирательным объединением только если решение о выдвижении кандидата утратило силу или причиной отказа в регистрации кандидата явились нарушения, касающиеся этого решения, вместе с тем, такие обстоятельства отсутствуют, решение съезда Политической партии РОДП "Яблоко", которым была выдвинута кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 3 М К.А. не отменено, продолжает действовать, оно принято с соблюдением требований Устава Политической партии РОДП "ЯБЛОКО".
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заинтересованное лицо, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Аналогичное положение содержится в подпункте "б" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.
В статье 35 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата (пункт 1); выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).
Пунктами 1, 2 и 4 статьи 25, подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) предусмотрено, что выдвижение политической партией кандидатов в депутаты осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации тайным голосованием, решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии; о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, избирательное объединение обязано известить, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта, и допустить представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В силу подпункта "и" пункта 2 статьи 21 этого же Федерального закона Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Аналогичные требований, касающиеся порядка выдвижения кандидата избирательным объединением, установлены в статье 32 Закона Санкт-Петербурга, в соответствии с которой решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается избирательным объединением в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом соответствующей политической партии тайным голосованием на съезде политической партии, конференции или общем собрании регионального отделения политической партии, а в случае отсутствия регионального отделения политической партии - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии.
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Аналогичные требования установлены и в пункте 1 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга для кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу.
Из приведенных положений следует, что требованием к выдвижению кандидата избирательным объединением является принятие решения о его выдвижении тайным голосованием на съезде политической партии, конференции или общем собрании регионального отделения политической партии, о проведении которых в установленные сроки должна быть оповещена соответствующая избирательная комиссия, которое должно быть представлено кандидатом в избирательную комиссию.
Пунктом 29 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения. Положения указанной нормы предоставляют субъекту выдвижения кандидатов возможность в определенных случаях повторно воспользоваться этим правом в течение избирательной кампании.
Статья 32 Федерального закона N 67-ФЗ, регулирующая вопросы, связанные с правом выдвижения кандидатов, устанавливает, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (часть 1); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (часть 2)
При этом под выдвижением кандидата понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (подпункт 10 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
Из приведенных положений следует, что в случае отказа в регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательное объединение вправе в пределах установленных законом сроков в течение избирательной кампании повторно проявить инициативу в определении кандидата в выборный орган - выдвинуть кандидата в установленном законом и Уставом политической партии порядке, т.е. путем принятия соответствующего решения тайным голосованием на съезде политической партии, конференции или общем собрании регионального отделения политической партии, а в случае отсутствия регионального отделения политической партии - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, уведомив о таких мероприятиях соответствующую избирательную комиссию в установленные сроки; такое решение избирательного объединения представляется выдвинутым избирательным объединением кандидатом в избирательную комиссию при повторном обращении с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
Из материалов дела усматривается, что 20 июля 2021 года М К.А. обратилась в ТИК N 18 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 избирательному объединению "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО". При этом М К.А. были представлены в избирательную комиссию постановление ХХI Съезда Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" N 423-3 от 04 июля 2021 года о выдвижении М К.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 и решение Федерального Политического комитета РОДП "ЯБЛОКО" "О согласовании кандидатур кандидатов партии на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в 2021 году" N 141 от 3 июля 2021 года.
22 июля 2021 года М К.А. представила в ТИК N 18 документы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Решением ТИК N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А на основании подпункта "г" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
Вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2021 года по административному делу N 3а-230/2021 М К А отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А".
Вступившим в законную силу 30 августа 2021 года решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2021 года по административному делу N 3а-254/2021 признано незаконным уклонение ТИК N 189 от принятия решения по вопросу о регистрации М К.А. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выразившееся в возврате документов, представленных для выдвижения кандидата М К.А. 02 августа 2021 года членами комиссии, входящими в состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, в непредставлении на рассмотрение ТИК N 18 как коллегиального органа документов, представленных М К.А. для выдвижения кандидата 2 августа 2021 года, в невыдаче М К.А. разрешения на открытие избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва и в не рассмотрении на заседании ТИК N 18 вопроса о регистрации М К.А. кандидатом в депутаты или отказе в регистрации. На ТИК N 18 возложена обязанность принять от М К.А. заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выдать разрешение на открытие избирательного счета, принять документы для регистрации кандидата М К.А, рассмотреть в установленном порядке вопрос о регистрации М К.А. в качестве кандидата в депутаты или отказе в такой регистрации.
27 августа 2021 года М К.А. вновь обратилась в ТИК N 18 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 избирательному объединению "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", представила документы для уведомления о выдвижении кандидата этим избирательным объединением, в том числе, в качестве решения съезда политической партии, конференции или общего собрания регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу представила тот же документ, который был представлен ею 20 июля 2021 года - постановление от 04 июля 2021 года N 423-3 XXI Съезда Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", которым в соответствии с пунктом 16.3.1 Устава РОДП "Яблоко" на основании протокола счетной комиссии третьего этапа XXI Съезда этой партии от 04 июля 2021 года о результатах тайного голосования постановлено выдвинуть М К.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3; а также решение Федерального Политического комитета РОДП "ЯБЛОКО" "О согласовании кандидатур кандидатов партии на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в 2021 году" N 141 от 3 июля 2021 года.
В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Решением ТИК N 18 от 31 августа 2021 года N 15-1 М К А, выдвинутая избирательным объединением Политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, большинством голосов от присутствующих на заседании членов избирательной комиссии.
Вместе с тем, указанное решение принято с нарушением подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при наличии основания для отказа в регистрации кандидата в связи с несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, поскольку повторного выдвижения М К.А. кандидатом в депутаты после отказа в регистрации ее кандидатом в депутаты решением ТИК N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1, осуществлено Политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" не было, что заинтересованными лицами в суде не оспаривалось.
Доводы заинтересованных лиц о том, что понятие "порядок выдвижения" в Федеральном законе N 67-ФЗ применяется только к кандидатам в порядке самовыдвижения, применительно к избирательным объединениям такой термин содержится только в Федеральном законе N 95-ФЗ и в силу пункта 2 статьи 21 этого Федерального закона определяется только положениями, содержащимися в Уставе политической партии, не могут быть приняты судом, поскольку основные требования к порядку выдвижения кандидатов избирательными объединениями содержатся в Федеральном законе N 95-ФЗ и пункте 1 статьи 32 Закона Санкт-Петербурга, определяющими, что выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется тайным голосованием на съезде политической партии, конференции или общем собрании регионального отделения политической партии.
Такого выдвижения М К.А. повторно избирательным объединением осуществлено не было.
Доводы заинтересованного лица в судебном заседании о том, что в нарушение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ ТИК N 18 не уведомила ее об отсутствии документов, подтверждающих повторное выдвижение кандидата избирательным объединением, в связи с чем она была лишена возможности представить такие документы, что делает невозможным отмену решения о регистрации ее кандидатом в депутаты судом, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в силу положений указанной нормы Федерального закона на избирательную комиссию возлагается обязанность известить кандидата при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, вместе с тем такие недостатки в представленных М К.А. документах отсутствовали, основанием для отказа в регистрации ее кандидатом в депутаты является иное нарушение, не связанное с недостатками в представленных документах.
Поскольку решение Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31.08.2021 года N 15-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А" принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, оно является незаконным, нарушает принцип равенства кандидатов, предусмотренный пунктом 1 статьи 39 этого же Федерального закона, в связи с чем подлежит отмене с учетом положений пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, а требования административного истца в этой части - удовлетворению.
Оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании ТИК N 18 принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А не имеется, поскольку восстановление нарушенных прав административного истца обеспечивается отменой решения о регистрации М К.А. кандидатом в депутаты, отсутствие решения избирательной комиссии об отказе М К.А. в регистрации кандидатом в депутаты прав и законных интересов административного истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Л Р А о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31.08.2021 года N 15-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А", обязании ТИК N 18 принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31.08.2021 года N 15-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А".
В удовлетворении требований Л Р А об обязании ТИК N 18 принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А - отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия.
судья Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.