Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 6 января 2001 г. N 3-47/2000
Верховный Суд Республики Адыгея рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Дорофеева А. А. на постановление Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея (ЦИК РА) от 29.12.2000 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, установил:
Дорофеев А. А., обратился в суд с жалобой на постановление ЦИК РА от 29.12.2000 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея (Госсовета РА). Мотивировал ее тем, что он, как действующий депутат Госсовета РА, в соответствии с законом не обязан представлять в налоговые органы декларацию о доходах, а значит, как кандидат в депутаты на очередной срок для своей регистрации должен был представить справку о совокупной величине своих доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Это он сделал, а потому просил признать отказ в регистрации незаконным и обязать ЦИК РА зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебном заседании Дорофеев А. А. дополнил свои требования просьбой признать обжалуемое постановление недействующим с момента его принятия и опубликовать решение об удовлетворении его жалобы в средствах массовой информации.
Представители ЦИК РА возражали против удовлетворения жалобы, полагая, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.1997 г. N 484 "О предоставлении лицами,замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" и ст. 12 Федерального закона от 31.07.1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" обязанность предоставлять сведения о доходах и принадлежащем имуществе распространена не только на государственные должности Российской Федерации, федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, на должности в органах местного самоуправления, но и на государственные должности субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Республики Адыгея от 28.07.1997 г. N 202 и ст. 13 Закона Республики Адыгея "О государственной службе Республики Адыгея" от 04.03.1998 г. депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, так же как и остальные лица замещающие государственные должности Республики Адыгея, должны ежегодно представлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" признан утратившим силу
Законом Республики Адыгея от 4 августа 2005 г. N 352 Закон Республики Адыгея от 4 марта 1998 г. N 66 "О государственной службе Республики Адыгея" признан утратившим силу
См. Закон Республики Адыгея от 4 августа 2005 г. N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея"
При принятии постановления об отказе в регистрации Дорофеева А. А. ЦИК РА руководствовался указанными нормами и ст. 47 Закона Республики Адыгея от 14.06.2000 года N 182 "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", в которой предусмотрено, что в случае, если гражданин, являющийся кандидатом в депутаты, обязан представлять декларацию о доходах, он представляет ее копию, отсутствие которой является основанием для отказа в регистрации.
Заслушав объяснения Дорофеева А. А., представителей ЦИК РА Мамишевой Э. М. и Ханаху Ф. З., исследовав материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего обжалуемое постановление ЦИК РА незаконным, суд считает жалобу на это постановление подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 47 Закона Республики Адыгея от 14.06.2000 года N 182 "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" для регистрации кандидата в депутаты одновременно с подписными листами, протоколом об итогах сбора подписей избирателей и первым финансовым отчетом в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея представляются сведения о доходах кандидата в депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов.
Вывод ЦИК РА об обязанности депутата, председателя Комитета Государственного Совета - Хасэ РА Дорофеева А. А., ежегодно представлять декларацию о своих доходах в налоговые органы в постановлении от 29.12.2000 года сделан на основании письма Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея от 29.12.2000 года, в котором в свою очередь делается ссылка на ст. 13 Закона РА от 04.03.1998 г. "О государственной службе Республики Адыгея". Между тем, в соответствии с этой статьей, аналогичной по своему содержанию ст. 12 Федерального закона от 31.07.1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", обязанность ежегодного представления в органы государственной налоговой службы сведений о полученных ими доходах и имуществе возложена на граждан при поступлении на государственную службу, а также на государственных служащих, каковым Дорофеев А. А. не является. Он замещает государственную должность, предусмотренную Конституцией Республики Адыгея, которая в соответствии с реестром государственных должностей Республики Адыгея и государственных должностей государственной службы Республики Адыгея относится к категории "А". В силу же п. 4 ст. 1 Закона Республики Адыгея "О государственной службе Республики Адыгея" исполнение должностных обязанностей лицами, занимающими государственные должности категории "А", не относится к государственной службе.
Необоснованность остальных возражений против удовлетворения жалобы и несостоятельность доводов о якобы законном отказе в регистрации Дорофеева А. А., следует из анализа и сопоставления соответствующих норм Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 г. Указов Президента Российской Федерации от 15.05.1997 г. и Президента Республики Адыгея от 28.07.1997 г., содержание которых не приводит к выводу о том, что Дорофеев А.А. в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах как гражданин или как депутат обязан был представить декларацию о доходах.
Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ Федеральный закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" признан утратившим силу
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Иное, в частности, предусмотрено ст. 7 и п. 1 ст. 18 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 г., согласно которым от представления декларации освобождаются лица, которые состоят в трудовых отношениях на одном предприятии, учреждении. Эта последняя норма распространяет свое действие на Дорофеева А. А. и освобождает его как гражданина от представления налоговой декларации.
Указ Президента РФ от 15.05.1997 г., в котором применена следующая формулировка - считать необходимым ежегодное представление, в частности, депутатами сведений о своих доходах и принадлежащем им имуществе и который содержит не реализованную законодательную инициативу Президента о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта Федерального закона "О внесений# изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", предусматривающего представление лицами, замещающими, в частности, государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о своих доходах и об имуществе, так же как и аналогичный Указ Президента РА от 28.07.1997 г. не возлагает на Дорофеева А. А. как депутата обязанности представления налоговой декларации.
Таким образом, представив справку о совокупной величине его доходов за 1999 год из Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Дорофеев А. А., как кандидат в депутаты, представил сведения о своих доходах в соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона РА "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", в связи с чем отказ в его регистрации является незаконным. С учетом, что им представлен предусмотренный законом перечень необходимых документов, ЦИК РА обязана зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты.
Данное решение следует опубликовать в республиканской газете "Советская Адыгея".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196 - 197, 203, 231 - 232, 235 ГПК РСФСР, суд решил:
1. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея (ЦИК РА) от 29.12.2000 года N 167 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по Майкопскому городскому трехмандатному избирательному округу N 6 Дорофеева А. А. признать незаконным и недействующим с момента его принятия.
2. Обязать ЦИК РА зарегистрировать Дорофеева Александра Анатольевича кандидатом в депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по Майкопскому городскому трехмандатному избирательному округу N 6.
3. Данное решение опубликовать в республиканской газете "Советская Адыгея".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 6 января 2001 г. N 3-47/2000
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея", N 10 от 18 января 2001 г.