город Майкоп |
от 3 апреля 2003 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т. А., судей Кулинченко О. М., Купина В. А.,
с участием представителя Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Осокина А. Я. - председателя комитета по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления, представителя Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Бекуха В. Д. - председателя комитета по вопросам законодательства, законности, органов государственной власти и местного самоуправления, представителя Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Хотко С. Г. - заместителя начальника Правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея,
руководствуясь статьей 101 (пункт 3) Конституции Республики Адыгея, пунктом 4 части 1 статьи 3, пунктом 2 части 2 статьи 22, статьями 36 и 99 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом заседании запрос Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о толковании пункта 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о толковании пункта 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея, связанных с понятием "в случае отклонения закона Республики Адыгея Советом Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и Совет Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея вправе создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Беретаря Т. А., объяснения представителей Совета Республики, Совета Представителей, Президента Республики Адыгея, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. Согласно Конституции Республики Адыгея (статья 72, пункт 6) в случае отклонения закона Республики Адыгея Советом Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Представителей и Совет Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея вправе создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон Республики Адыгея подлежит повторному рассмотрению Советом Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Совет Республики обратился в Конституционный Суд Республики Адыгея с просьбой дать толкование используемого в пункте 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея понятия "в случае отклонения закона Республики Адыгея Советом Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Представителей и Совет Республики вправе создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий". Позиция Совета Республики заключается в том, что Совет Представителей в обязательном порядке должен мотивировать свое решение об отклонении закона, принятого Советом Республики. По мнению заявителя, отсутствие мотивов отклонения закона, конкретных возражений по содержанию закона, то есть отклонение закона без всяких обоснований, не соответствует требованиям Конституции Республики Адыгея о необходимости рассмотрения возникших разногласий между Советом Представителей и Советом Республики с помощью согласительных процедур.
2. Конституция Республики Адыгея, регламентируя законодательный процесс, определяет, что законопроекты вносятся в Совет Республики (статья 72, пункт 1) и что законы принимает эта палата (статья 72, пункт 2). Законы, принятые Советом Республики, передаются на рассмотрение Совета Представителей (статья 72, пункт 3), что призвано обеспечить учет его мнения в законодательном процессе и предоставляет ему возможность выразить свое согласие либо несогласие с Советом Республики в отношении любого закона.
В соответствии со статьей 72 (пункт 4) Конституции Республики Адыгея закон Республики Адыгея считается одобренным Советом Представителей, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Представителей. Таким образом, Совет Представителей сам решает, какие из принятых Советом Республики законов подлежат рассмотрению на его заседании. Исключение из этого общего правила установлено статьей 72.2 Конституции Республики Адыгея, которая дает перечень законов Республики Адыгея, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Представителей. Принятые Советом Республики законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Представителей. Законы, подлежащие обязательному рассмотрению, а также иные законы, которые Совет Представителей посчитал нужным рассмотреть, или одобряются, или отклоняются. Такое право Совета Представителей либо одобрить закон, либо отклонить закреплено в Конституции Республики Адыгея (статья 72, пункт 4). Закон Республики Адыгея считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число депутатов Совета Представителей. Решение об отклонении закона оформляется постановлением Совета Представителей.
При отклонении Советом Представителей закона, принятого Советом Республики, один из вариантов решения коллизии - создание согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий. При этом Конституция Республики Адыгея устанавливает лишь право Совета Представителей и Совета Республики использовать согласительную процедуру, но не обязывает их к этому. По буквальному смыслу пункта 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея, оцениваемого во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, словосочетание "в случае отклонения закона Республики Адыгея Советом Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Представителей и Совет Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея вправе создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий" означает, что предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий может исходить как от Совета Представителей, так и от Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Конституция Республики Адыгея не содержит специальной оговорки о том, что при отклонении Советом Представителей закона Республики Адыгея, принятого Советом Республики, Совет Представителей в обязательном порядке должен мотивировать свое решение. Совет Представителей вправе отклонить закон Республики Адыгея, принятый Советом Республики, с обоснованием принятого решения либо без обоснования. Выбор Советом Представителей одного из двух возможных вариантов отклонения закона является прерогативой самой палаты.
Конституция Республики Адыгея, не ограничивая данное право, позволяет Совету Представителей самому определять конкретные варианты его реализации, а именно: отклонить закон с предложением о создании согласительной комиссии с указанием мотива отклонения либо без указания мотива отклонения. Такое право Совета Представителей уравновешивается адекватным конституционным правом Совета Республики согласиться с отклонением закона либо не согласиться с решением Совета Представителей, повторно проголосовать закон в ранее принятой редакции и направить его Президенту Республики Адыгея для подписания и обнародования.
Таким образом, согласно толкуемой норме Конституции Республики Адыгея, правовой механизм, гарантирующий равноправие палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по созданию согласительной комиссии, не включает в качестве обязательного элемента обязанность Совета Представителей мотивировать свое решение об отклонении закона Республики Адыгея, принятого Советом Республики. Однако этим не исключается возможность формирования конституционного обычая, основанного на предусмотренных Конституцией Республики Адыгея или не противоречащих ей формах взаимодействия двух палат в законодательном процессе, когда Совет Представителей, отклоняя закон с предложением о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, обосновывал бы свое решение об отклонении закона Республики Адыгея, принятого Советом Республики. Такая практика способствовала бы переводу процесса разрешения разногласий в плоскость делового конструктивного сотрудничества обеих палат, позволяла бы Совету Республики принимать осознанные оправданные действия по согласованному разрешению возникших разногласий по закону, а также обеспечивала бы учет мнения Совета Представителей в законодательном процессе.
Конституция Республики Адыгея и Регламент Совета Представителей предоставляют право Совету Представителей при отклонении закона сформулировать в постановлении конкретные положения закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия либо дать поручение комитету, ответственному за рассмотрение закона, подготовить и направить в Совет Республики оправки к отклоненному закону.
Обоснование решения об отклонении принятого Советом Республики закона может быть оформлено и в виде пояснительной записки к решению Совета Представителей, с указанием тех положений (разделов, глав, статей, частей, пунктов) закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между двумя палатами. При этом Совет Представителей самостоятельно определяет форму обоснования своего решения об отклонении закона, принятого Советом Республики.
На основании изложенного и руководствуясь частями 1 и 2 статьи 71, статьями 72, 73, 75, 100 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Положение пункта 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея о том, что "в случае отклонения закона Республики Адыгея Советом Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Представителей и Совет Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея вправе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий" означает, что предложение о создании согласительной комиссии может исходить как от Совета Представителей, так и от Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. При этом толкуемая норма Конституции Республики Адыгея не включает в качестве обязательного элемента обязанность Совета Представителей мотивировать свое решение об отклонении закона Республики Адыгея, принятого Советом Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
2. Согласно статье 100 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" данное в настоящем Постановлении толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея. Постановление должно быть опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", в "Собрании законодательства Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 3 апреля 2003 г. N 2-п "По делу о толковании пункта 6 статьи 72 Конституции Республики Адыгея"
Текст Постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 4, апрель 2003 г., в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", N 1, 2003 г.