Уважаемые депутаты
Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея!
Более десяти лет Адыгея развивается как полноправный субъект Российской Федерации, определив в качестве цели строительство демократического, правового, социально ориентированного общества. Республика создает свою социально-экономическую и правовую базу, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея. Идеи и ценности демократии, федерализма, равенства и самоопределения, уважения прав и свобод человека, заложенные в этих основополагающих документах, остаются для нас неизменными.
Однако результаты жизнедеятельности республики за этот период не соответствовали провозглашенным ценностям. Экономике республики за последнее десятилетие не удалось придать необходимой динамики развития. Не налажена система эффективного хозяйствования и управления экономикой. Многие отрасли, по существу, оказались под контролем криминальных структур.
Это привело к отчуждению человека от результатов своего труда, системному кризису в экономике, фактическому банкротству республики.
Долг перед кредиторами всех категорий в размере 7 миллиардов рублей, выведенные из производственного цикла процедурой искусственного банкротства активы на сумму 11 миллиардов рублей при годовом бюджете республики около 3,5 миллиарда рублей - вот до какого состояния была доведена Адыгея.
Естественно, это не могло продолжаться вечно, ведь и Россия в целом, и соседние регионы развиваются намного динамичнее. Поэтому жители Адыгеи в январе 2002 года сделали ясный выбор в пользу изменения основ социально-экономической жизни республики. Моей главной стратегической задачей остается осуществление комплекса мер по оздоровлению экономики Адыгеи, обеспечивающих республике эффективное развитие, а ее многонациональному народу - достойную жизнь.
Реализация этой задачи требует, в первую очередь, обеспечения управляемости социально-экономическими процессами, построения оптимальной системы управления - от работоспособного, профессионального состава Кабинета Министров до таких же действенных органов местного самоуправления.
Органы государственной власти на деле должны доказывать свою состоятельность, необходимость и полезность обществу. Не наведя порядок в вертикали власти, не мобилизовав самих себя на созидательный труд, мы никогда не сможем добиться поставленной цели, оправдать надежды людей, уставших от унизительных условий жизни, низкооплачиваемой работы, чиновничьего произвола и криминального беспредела.
В данной ситуации старый лозунг: "Кадры решают все" обретает особую актуальность. Единственным критерием при подборе и расстановке кадров должен являться профессионализм. Мы повторяем эти слова каждый раз, но очень часто кумовство, родственные и дружественные связи заменяют объективную оценку возможностей подбираемых кадров.
Необходимо использовать опытных специалистов потому, что чиновником нельзя назначить. Чиновника надо учить и растить. Но необходимо давать дорогу и новой, молодой генерации управленцев, полнее использовать потенциал нашей образованной, эрудированной и желающей приносить пользу обществу молодежи, в том числе и во власти. Власть должна быть компетентной и мобильной в принятии и реализации политических и экономических решений.
У нас были определенные трудности в этих вопросах, некоторые остаются до сих пор. Нашлось немало людей, в том числе из тех, кого я считал своими сподвижниками, которые использовали мое доверие в своих корыстных целях. Они давали рекомендации людям, которые на деле оказывались проходимцами, вовлеченными в нечистые дела. С этим связана кадровая нестабильность, которая имела место и которую мы преодолеваем. Я делаю все, чтобы впредь не допускать таких явлений в нашей жизни.
Говоря об ответственности и мобильности органов власти, хотел бы заметить, что Кабинет Министров должен активнее использовать функции законодательной инициативы. Не надо замыкаться в узких рамках понятия "исполнительная власть". Работа по принципу "что скажут, то и будем делать" не может удовлетворить ни меня, ни общество. Нужно твердо осознать: за конечный результат спрашивают с исполнителя.
Руководителям органов исполнительной власти, всем, кто задействован в процессе реализации решений, необходимо оперативно реагировать на происходящие в обществе перемены. Нужно самим инициировать правовую и практическую основу своей работы, отвечающую требованиям времени. Статисты в органах управления приносят огромный вред.
Следует особое внимание уделить вопросам взаимодействия с Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея. Время, когда исполнительная и законодательная ветви власти находились в разных формах конфронтации и неконструктивных спорах, ушло в прошлое. Перед нами стоят общие задачи, и народ не делит власть на составные части. Мы должны работать как одна команда, иначе все наши благие помыслы и устремления затонут в рутине искусственных барьеров, создаваемых нами же. Такой стиль работы народ не поддержит. Сегодня мы плодотворно взаимодействуем с законодательной властью и этот процесс должен только углубляться. Хочу уделить особое внимание деятельности муниципальных органов власти. Власть на уровне городов и районов недостаточно активна и инициативна. Конечно, есть Президент, есть Кабинет Министров, которые осуществляют общее руководство. Но федеральное и республиканское законодательство наделило органы местного самоуправления существенными полномочиями для того, чтобы ими пользоваться.
Главы муниципальных образований, когда необходимо решать текущие и перспективные социально-экономические вопросы, ссылаются на дефицит бюджета. По каждому вопросу они обращаются к республиканским органам власти, Президенту, Кабинету Министров. Безусловно, мы обязаны оказывать посильную помощь, делаем и будем дальше это делать. Но процесс возрождения республики, в том числе налаживание эффективной системы управления - улица с двусторонним движением.
Скоро начнется предусмотренная федеральным законодательством реформа местного самоуправления. Необходимо подготовить правовую и практическую базу для эффективного решения социально-экономических задач с учетом новых условий и возможностей.
Местная власть не должна рассматривать район в качестве одного большого колхоза. Нужно мыслить масштабнее, перспективнее, категориями сегодняшнего дня. Необходимо создавать благоприятные условия для развития производства на подведомственной территории, привлечения внутренних и внешних инвестиций. Нередко руководители на местах, наоборот, препятствуют этому, когда не видят личных интересов в развитии того или иного дела. Так быть не должно и не будет. У всех, кто хочет честно трудиться, зарабатывать и платить налоги, должны быть равные условия. Административное лоббирование, давление, вымогательство "откатов" и другие незаконные формы поведения власти - это то, с чем я боролся до сих пор и намерен довести до конца эту борьбу. И это не дежурные слова.
Коррупция в органах власти достигла опасных масштабов. И хотя этот бич присущ всей России, в небольшой Адыгее подобные процессы приобретают выпуклый характер, подрывают основы экономики и общественного микроклимата в республике. Трудно найти сферу, где криминал не напоминал бы о себе. Там, где есть возможность бесконтрольной, варварской добычи денег, всегда собираются люди, игнорирующие общечеловеческие ценности, жаждущие только одного - быстрой наживы любым путем. Это стало особенно заметно, когда мы принялись наводить порядок в лесной и природоохранной отрасли.
С сожалением должен отметить, что эти явления часто происходят с попустительства правоохранительных и других контролирующих органов. Наши стражи закона не всегда оправдывают свое благородное предназначение. Отсюда - утрата доверия среди населения, криминализация целых отраслей экономики, большинство проблем, которые у нас есть и которые нам предстоит преодолевать.
Руководство правоохранительных органов должно трепетно относиться к чистоте собственных рядов и оправдывать общественные ожидания. А общество ждет, что начнется реальное движение к торжеству закона. Граждане должны чувствовать себя защищенными как в повседневной жизни, так и в любой сфере жизнедеятельности. Необходимо вести решительную борьбу с преступностью, в первую очередь с коррупцией и экономическими преступлениями. И делать это надо в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Адыгея. Ведь мы решаем одну общую задачу - защиту прав и свобод граждан. Это понятие включает все.
Прокуратурой Адыгеи сделаны первые шаги по объединению усилий правоохранительных и контролирующих органов, республиканских органов власти и муниципалитетов в борьбе с преступностью. Кроме того, в структуре Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея создан специальный отдел по взаимодействию с правоохранительными органами. Все это вселяет надежду в то, что мы сможем переломить ситуацию к лучшему в вопросах соблюдения законности и правопорядка.
Особый спрос - с милиции общественной безопасности, которая содержится за счет нашего бюджета. На всех уровнях должны работать честные, болеющие за дело люди, а они в органах есть.
Кроме того, всем правоохранительным органам необходимо активизировать борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Наркомания приобретает в Адыгее угрожающие масштабы. В нашу республику уже проникли "тяжелые" наркотики. Население видит и знает, кто их завозит, кто ими торгует почти открыто. Могут ли не знать об этом правоохранительные органы? А если знают и не принимают соответствующие меры, значит, они замешаны в этом грязном бизнесе, который вершится на поломанных судьбах и жизнях тысяч людей. Необходимо разработать межведомственную программу борьбы с наркоманией, выработать целенаправленную систему, а не заниматься декларированием намерений.
Пора начинать мыслить и работать по-новому. Никто не придет к нам и не сделает нашу жизнь благополучной. Пока не научимся жить и работать по справедливым и прозрачным правилам, мы не сможем выбраться из той ситуации, в которой оказались.
Сегодня у нас уже есть первые результаты, которые надо закреплять и двигаться дальше. Постепенно оживает экономика. Наметился рост объемов производства, увеличились доходы бюджета. Наибольший рост отмечается в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов.
Активными темпами осуществляется газификация сельской местности. Началась реализация программы по обеспечению жильем молодых семей, которая будет расширяться. Кабинету Министров надо довести до логического конца эту работу. Я буду держать под личным контролем данную проблему.
Существенная помощь оказывается высшим учебным заведениям.
Большую поддержку товарными кредитами, ГСМ, техникой, семенами получают сельхозтоваропроизводители. Это позволило засеять в прошлом году озимыми культурами площадь, превышающую по объемам прежние показатели в 4 раза. Этим мы встряхнули агропромышленный комплекс, работники которого воспряли духом. Они увидели, что можно добиваться высоких показателей, от чего Адыгея отвыкла за последние годы.
Теперь необходимо сохранить и убрать урожай, установить самый строгий контроль за тем, чтобы собранный урожай остался в республике. Его нужно использовать для расчетов по кредитам и заработной плате. Кабинет Министров Республики Адыгея и главы местного самоуправления - те, кто выступил гарантом возврата кредитов, будут нести за это персональную ответственность. Важно, чтобы кредиты предоставлялись земледельцам, которые могут эффективно работать и возвращать их.
Мы должны загрузить все наши перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса и наладить сбыт продукции, производимой как хозяйствующими субъектами, так и населением в личных подсобных хозяйствах. Также мы нуждаемся в машинно-тракторных станциях, являющихся муниципальной собственностью, чтобы сельские труженики могли пользоваться техникой на условиях аренды.
Хочу подчеркнуть: эти 2 года мы вкладывали средства в основном в расходную часть, социальную сферу, а не в реальный сектор экономики. Но раздачей денег экономику не построишь. Надо серьезно заняться производственной сферой. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса.
Сегодня уже не надо никого убеждать, что малый и средний бизнес - одна из основ рыночной экономики. Во многом благодаря предпринимателям формируется бюджет республики, создаются рабочие места. Тем самым снижается социальная напряженность, рынок пополняется конкурентоспособной, доступной по цене продукцией.
Но руководители муниципальных образований еще не в достаточной степени повернулись лицом к реальным нуждам предпринимателей. Я буду держать на особом контроле этот вопрос и призываю всех глав городов и районов при разработке решений экономического характера учитывать мнение предпринимателей.
В настоящее время в сфере малого предпринимательства трудится более 40 тысяч человек, что составляет 27 % всех работающих в республике. В Адыгее зарегистрировано более двух тысяч малых предприятий, но только 45 % из них ведут активную деятельность. Более 20 тысяч человек занимаются индивидуально-трудовой деятельностью без образования юридического лица.
Практически не меняется в последние годы отраслевая структура малых и средних предприятий. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной, чем производственная.
Для развития потребительского рынка необходимо создать мощное оптовое звено, обеспечить населению доступность потребительского рынка в цивилизованных формах его организации. Основное место в производственном секторе малого бизнеса занимают предприятия пищевой и деревообрабатывающей промышленности.
Существующая в Республике Адыгея нормативно-правовая база позволяет решать основные проблемы развития малого предпринимательства, но и она нуждается в совершенствовании.
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства сегодня предполагает, в первую очередь, формирование более эффективной государственной структуры регулирования и поддержки малых предприятий.
Положительно зарекомендовал себя в кризисной ситуации опыт микрокредитования начинающих предпринимателей. Необходимо распространить Программу микрокредитования во всех районах республики, расширив спектр отраслей деятельности предпринимателей.
Одним из факторов поддержки малого предпринимательства может стать создание лизинговой компании, что позволит привлечь в эту сферу субъектов, не располагающих достаточными финансовыми ресурсами для приобретения машин, оборудования, транспортных средств.
Самое главное: отношения власти с бизнесом должны стать партнерскими, а бизнеса с властью - прозрачными и открытыми. Задачи власти и бизнеса должны быть едины. Они сводятся к следующим основным позициям:
реконструкция и расширение производства,
решение вопроса достойной оплаты труда,
создание новых рабочих мест,
честная уплата налогов,
улучшение условий жизни социально незащищенных категорий населения.
Вот при таких условиях я как Президент гарантирую бизнесменам не только моральную, но и материальную поддержку.
Для достижения устойчивых темпов экономического роста, прогрессивных сдвигов в структуре экономики, повышения конкурентоспособности наших товаров и услуг экономика Адыгеи нуждается в модернизации.
Основными проблемами практически всех промышленных предприятий республики являются дефицит оборотных средств и высокие процентные ставки кредитных ресурсов. По-прежнему остается низким уровень обеспеченности заказами на поставку продукции. Основные производственные фонды подвержены высокой степени износа. Цены на сырьевые и энергетические ресурсы растут быстрее цен на готовую продукцию промышленных предприятий.
Серьезной проблемой большинства предприятий является недостаточный профессиональный и экономический уровень директорского корпуса. Зачастую производство ведется ради производства, без расчета экономических и финансовых результатов деятельности. Нередки случаи, когда отсутствие должной гибкости в производственной деятельности, приводящее предприятия к критической черте, продиктовано корыстными целями руководителей предприятий.
Для того, чтобы решить задачу по увеличению роста объемов производства на 30 %, необходимо возобновить работу предприятий перерабатывающей сферы на базе собственного сырья. Нужно повысить эффективность работы предприятий за счет роста загрузки мощностей и повышения качества менеджмента.
Необходимо также усилить поддержку перспективных хозяйствующих субъектов, обеспечить им доступ к дешевым кредитам через существующие и вновь создаваемые финансовые институты. Нерентабельно работающие приватизированные предприятия в рамках закона следует переводить в муниципальную (государственную) собственность, привлекая к их руководству на конкурсной основе квалифицированных специалистов с современным видением работы в рыночных условиях. Имеется потребность в создании объединений предприятий, включающих производство и переработку сельскохозяйственного сырья.
На сегодняшний день в сфере экономики и социального развития остро стоит проблема отсутствия в республике топливно-энергетической сырьевой базы. В связи с этим необходимы инвестиции и проведение мероприятий по наращиванию собственных генерирующих мощностей и увеличению объемов вырабатываемой электроэнергии, разведке и добыче нефти и газа.
Для стабильного развития экономики республики необходимо также привлечение инвестиций в остальные отрасли экономики. Нередко инвестиционные вложения не оправдываются из-за неправильно выстроенной системы управления и организации деятельности предприятий. Плохо организована работа по формированию высокой деловой репутации республики, отсутствует системная рекламная кампания по продвижению реальных бизнес-возможностей нашего региона.
Наиболее эффективным методом реализации инвестиционной политики является использование программно-целевого метода. На сегодня республиканские целевые программы в основном носят социальный характер. Большинство из них являются подпрограммами федеральных целевых программ. На протяжении многих лет сложилась практика принятия не обеспеченных финансовыми ресурсами или малообеспеченных программ. От этого надо отходить.
Отсутствие достаточного финансирования из федерального бюджета побуждает к поиску собственных путей в развитии инвестиционного процесса. В Республике Адыгея немало проектов, которые могли бы заинтересовать инвесторов, на взаимовыгодных условиях желающих вложить свои средства в экономику Адыгеи.
Особого внимания требует сельское хозяйство, положение в котором остается сложным. Дальнейшее развитие этой отрасли невозможно без развития рынка земли и недвижимости. Приоритетными мерами для решения этой задачи являются создание республиканской правовой базы земельной реформы в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и проведение инвентаризации земельных ресурсов республики.
Наряду с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств необходимо обеспечить финансовое оздоровление агропромышленных предприятий, подготовить правовую базу и экономические условия для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Необходимо принять практические меры по реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" для реструктуризации долгов и списания пеней и штрафов, которые образовались за годы реформ. Это позволит разблокировать расчетные счета, обеспечить прозрачность финансовых потоков через кредитные учреждения и восстановить финансовую деятельность сельскохозяйственных предприятий.
Без привлечения в агропромышленный комплекс значительных инвестиций и новых технологий невозможно переломить ситуацию.
Необходимо шире использовать горизонтальное и вертикальное интегрирование с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, различными финансовыми институтами, с отраслями народного хозяйства, способными пополнять не только недостаток оборотных средств, но и значительно увеличить фондообеспеченность села.
Необходимо в корне пересмотреть структуру севооборота, насыщая его овощами и техническими культурами, такими как сахарная свекла, кукуруза на зерно, рапс, подсолнечник и соя. Это обеспечит занятость сельского населения, загрузку мощностей перерабатывающей промышленности и повысит доходность отрасли.
В новых экономических условиях многие сельскохозяйственные товаропроизводители различных форм собственности, занимающиеся животноводством, не смогли адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. В результате произошло резкое сокращение поголовья скота и птицы, снижение их продуктивности и как результат уменьшение производства продукции.
Сложившееся положение в животноводстве, внешняя интервенция, жесткая конкуренция на рынке и необходимость обеспечения населения продовольствием за счет собственных ресурсов требуют создания условий для рентабельного ведения отрасли.
Актуальной остается проблема возрождения овощеводства в Республике Адыгея. Этому будет способствовать взаимовыгодное сотрудничество перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, включая частный сектор. Учитывая практику заготовки сырья прошлых лет и низкий уровень материального благополучия основной части населения в сельской местности, привлечение селян к выращиванию плодов и овощей может частично снять существующую на селе социальную напряженность. Организация заготовительных пунктов, установление закупочных цен и своевременное информирование населения об условиях и порядке закупки сырья улучшит обеспечение сельхозсырьем перерабатывающие предприятия республики.
Одним из резервов для наиболее полной реализации социально-экономического потенциала Республики Адыгея является дальнейшее развитие туризма.
Современная туристская отрасль Адыгеи представлена рядом предприятий-туроператоров, фирмами-турагентами, частными предпринимателями, предоставляющими гостиничные и туристско-экскурсионные услуги, туристско-экскурсионными объектами показа. В настоящее время в республике действуют 16 туристских предприятий.
Основные проблемы в сфере туризма Республики Адыгея - устаревшая, слабая материальная база предприятий в части средств приема и размещения туристов, изношенный автотранспортный парк, отсутствие необходимой инфраструктуры в горной части республики.
В настоящее время начато строительство дороги к одному из трех запланированных горнолыжных комплексов на плато Лаго-Наки. Эта автомагистраль откроет новые возможности для освоения плато Лаго-Наки. Вдоль дороги ведется строительство ЛЭП, здесь будут построены небольшие туристские кемпинги. А главное - на границе леса и альпийской зоны откроется возможность проектирования современных гостиниц, канатно-кресельной дороги, трассы спусков для горнолыжников.
Следующим этапом должна стать подготовка инвестиционных проектов на строительство гостиниц и горнолыжной инфраструктуры. При их появлении на рынке инвестиций средства будут вкладывать, в первую очередь, отечественные инвесторы.
Эти и другие мероприятия должны способствовать выходу туризма Адыгеи на уровень бюджетообразующей, социально значимой отрасли экономики.
Развитие туристической отрасли должно сопровождаться усилением природоохранной деятельности и рациональным использованием природных ресурсов.
В связи со сложившейся ситуацией в лесной отрасли Республики Адыгея я в свое время принял единственно верное решение: прекратить проведение на территории республики все рубки главного пользования, а также ввести запрет на вырубку дуба при проведении рубок промежуточного пользования. Это уже принесло положительные результаты, но с учетом Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы нам необходимо скорректировать стратегию в области лесопользования.
Основными целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом республики должно стать создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного рационального и рачительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Таким образом, использование такого ценнейшего природного ресурса как лес, выполняющего, прежде всего, основные средообразующие функции, необходимые для жизни человека, должно обеспечивать существенное пополнение бюджета, способствовать улучшению жизни местного населения.
Поступательное развитие экономики невозможно сегодня без развития транспортной инфраструктуры. Давно назрела необходимость создания в Майкопе широкого транспортного узла - строительство аэропорта.
В 2002 году железнодорожная станция "Майкоп" получила статус опорной, что расширяет возможности проведения транспортных перевозок. Однако эти возможности используются не в полном объеме из-за низкого спроса на железнодорожные перевозки предприятиями республики.
Приоритетной задачей является прокладка дороги Майкоп - Дагомыс. Она будет оказывать стимулирующее воздействие на развитие всех отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи), внесет существенный вклад в народно-хозяйственной комплекс. Надеюсь, что уже в этом году на федеральном уровне будет принято окончательное решение по варианту строительства этой дороги.
Я глубоко убежден в том, что реализация указанных мер создаст необходимые условия для формирования в республике благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, это станет предпосылкой значительного расширения деловой активности, роста капитала, ускоренного формирования среднего класса в Адыгее, создаст условия для выхода из "экономического тупика" и обеспечения долгосрочной экономической устойчивости.
Без роста экономических показателей, без эффективной реализации изложенных в данном Послании мер, без реального улучшения в этой сфере крайне затруднительна эффективная социальная политика, на которую в Адыгее традиционно делается основной упор.
Учителя и врачи, другие работники бюджетной сферы получают мизерную зарплату, а четверть населения нашей республики - люди пенсионного возраста. Это создает определенные проблемы и накладывает дополнительную ответственность.
К сожалению, уровень развития системы здравоохранения не позволяет в полной мере влиять на укрепление здоровья и продолжительность жизни населения республики. Слабой остается материально-техническая база лечебных учреждений. Но есть также и факты недостаточно эффективного и рационального использования финансовых средств, направляемых на развитие здравоохранения. Кабинету Министров, считаю, необходимо сосредоточить на этом самое пристальное внимание.
Важно не только хорошо лечить и лечиться. Еще важнее - профилактика заболеваний. Особое внимание здесь я хотел бы уделить необходимости возрождения лучших традиций массовой физкультуры. Каждый десятый взрослый человек регулярно занимается спортом, а среди школьников - всего 25 процентов. Интерес к спорту, к здоровому образу жизни катастрофически упал. Этому способствовала слабо развитая сеть спортивных сооружений. Материально-техническая база многих объектов требует глобальной реконструкции, необходимо строительство новых баз и комплексов. Не гаражи и киоски должны окружать жилой сектор, а спортивные площадки, если мы хотим видеть своих детей полноценными во всех отношениях.
Уважаемые депутаты!
Успешное решение экономических задач возможно только на базе стабильной и доброжелательной общественно-политической ситуации в республике. Она у нас определяется национальным и конфессиональным разнообразием. От межнациональных взаимоотношений зависит, во многом, микроклимат во всем обществе.
Традиционно в Адыгее проживают представители множества национальностей, а потому развитие и укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений должно оставаться важным направлением государственной политики.
И еще. Если где-то реально возникли проблемы на национальной или религиозной почве, необходимо их обсуждать. Нельзя замалчивать проблему и консервировать ее. Поэтому я прошу вас как непосредственных представителей народа поднимать злободневные вопросы, и мы вместе будем искать выход.
Хочу остановиться на теме изменения статуса Адыгеи. Ответственно заявляю: спекуляции на эту тему бесперспективны. Если кто-то строит политические или экономические планы, ориентируясь на возможное изменение статуса Адыгеи, то зря теряет время и силы. Мы будем и впредь развиваться как самостоятельный субъект Российской Федерации.
Я хотел бы призвать все общественные силы, организации республики объединиться вокруг этой цели. Призываю и тех, кто с самого начала поддержал меня, и тех, кто подвергал критике. Пришло время собирать камни.
За каждой общественной организацией республики стоят люди. У них разные взгляды на жизнь, политику и экономику, но они едины в одном - в нашем общем доме должен царить порядок, а люди должны жить в благополучии. Давайте вместе думать, как это сделать, и вместе работать над этой задачей.
Если и сейчас остаются люди, которые думают, что я не доведу до конца начатое, то хочу им сказать: даже в самой сложной ситуации у меня не возникало мысли "выйти из игры" и оставить Адыгею. Напротив, я все больше укрепляюсь в мысли, что мы добьемся поставленных целей.
Самое главное: происходит перелом в сознании жителей Адыгеи от иждивенческих настроений до стремления собственными силами строить свою жизнь. Задача власти - помогать в этом, создавать благоприятные условия для динамичного развития экономики и консолидации общества.
В ближайшее время будет создан Общественный совет при Президенте Республики Адыгея. Я надеюсь, что он станет полноценным совещательным органом, который будет подпитывать власть свежими идеями и корректировать ее действия.
Главным итогом нашей деятельности и показателем ее эффективности должен стать реальный рост благосостояния жителей республики, стабильное и поступательное развитие республики.
Уважаемые депутаты!
Сегодня власть как никогда нуждается в поддержке всех слоев общества. Кредит доверия, оказанного всем нам, необходимо использовать максимально эффективно. Иного отношения к своим обязанностям, к своей работе, а значит, к своим соотечественникам, не должно быть.
Верю, что общими усилиями мы сделаем Адыгею процветающим уголком нашего великого Отечества - Российской Федерации.
Спасибо за внимание!
Президент Республики Адыгея |
Х. Совмен |
г. Майкоп
12 марта 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Президента Республики Адыгея от 12 марта 2004 г. "Динамичное развитие экономики и консолидация общества - главные условия возрождения Адыгеи"
Текст Послания официально опубликован не был