Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Белинской С.В, судей: Рогачевой В.В. и Ирышковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Помигуева Валерия Тимофеевича на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 17 февраля 2021 года по делу N2-1920/2020 по иску Помигуева Валерия Тимофеевича к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" об обязании произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения путем использования систем видеоконференц-связи истца Помигуева В.Т. и его представителя Платоновой В.Е. (допущенной к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ), поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Помигуев В.Т. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" об обязании включить районный коэффициент Приморского края и произвести соответствующий перерасчет пенсии с момента ее назначения.
В обоснование своих требований истец указал, что с 23.02.2015 является получателем пенсии за выслугу лет. Военную службу он проходил с 1984 года, в период с 12.11.1988 по 22.02.2015 - в Октябрьском районе Приморского края. Срок его службы в календарном исчислении составил 28 лет, из которых в Приморском крае - свыше 26 лет, в льготном исчислении выслуга лет составила 41 год 10 месяцев. В настоящее время его пенсия исчисляется из воинского звания, должностного оклада, процентной надбавки за выслугу лет, но без учета районного коэффициента по последнему месту службы, хотя Приморский край относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 08 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 17 февраля 2021 года, в удовлетворении иска Помигуеву В.Т. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 14 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 01 июня 2021 года, истец Помигуев В.Т. просит об отмене решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 08 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 17 февраля 2021 года, считая их не соответствующими нормам материального права, с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных им требований.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Помигуев В.Т, 11.11.1965 года рождения, с 23.02.2015 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Помигуев В.Т. проходил военную службу: в г. Хабаровске с 23.05.1988 по 13.11.1988, в с. Галенки в Октябрьском районе Приморского края с 17.11.1988 по 31.12.2005, далее содержался в распоряжении начальника военного склада в г. Уссурийске по 07.08.2006, в Приморском крае в п.Липовцы с 08.08.2006 по 31.05.2009, в г. Усурийске Приморского края с 01.06.2009 по день исключения из списков личного состава 101 отдельной бригады материально-технического обеспечения округа - 22.02.2015.
Общая выслуга военной службы истца с учетом льготного периода с 12.11.1988 по 22.02.2015 (служба в Приморском крае), учитываемая при расчете пенсии, составила 41 год, в календарном исчислении - 28 лет.
Выслуга лет на льготных условиях рассчитана с учетом периода службы в отдаленной местности - Приморский край.
Выплата пенсии истцу осуществляется ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" без учета районного коэффициента.
Начиная с 03.07.2019 Помигуев В.Т. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете размера пенсии с применением районного коэффициента, в удовлетворении которых ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что с.Галенки, п.Липовцы Октябрьского района Приморского края, а также г. Уссурийск Приморского края не относятся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в соответствии с утвержденным Перечнем.
Разрешая спор и отказывая Помигуеву В.Т. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон), Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (далее - Перечень), и исходил из того, что в силу действующего законодательства для назначения пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо наличие у них определенного законом стажа военной службы в указанных местностях. У Помигуева В.Т. отсутствует необходимая выслуга лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку местности, в которых он проходил службу, не включены в Перечень, в связи с чем правовые основания для назначения ему пенсии с применением районного коэффициента отсутствуют.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
Так, из положений ст. 48 Закона и п.16.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 следует, что для назначения пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, необходимо наличие у них определенного законом стажа военной службы в указанных местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно).
Поскольку Помигуеву В.Т. военная пенсия назначена ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" и после назначения пенсии он продолжает проживать в Калининградской области, то право на получение пенсии с применением районного коэффициента истец мог приобрести исключительно при наличии у него стажа военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно.
Проверяя наличие у истца такого стажа, суды обоснованно руководствовались Перечнем, которым с. Галенки, п. Липовцы Октябрьского района Приморского края и г. Уссурийск Приморского края не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В этой связи период службы Помигуева В.Т. в указанных местностях не подлежит учету при подсчете стажа военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Без учета указанных периодов стаж военной службы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 и 20 календарных лет соответственно, в связи с чем права на получение пенсии с применением районного коэффициента при проживании в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен (в данном случае - Калининградская область), Помигуев В.Т. не приобрел.
Ссылка истца в кассационной жалобе на Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, которым установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, не может быть признана обоснованной, поскольку данный нормативный правовой акт к спорным правоотношениям не применим.
Действительно, в период прохождения истцом военной службы на основании указанного Постановления к его денежному довольствию был установлен и выплачивался районный коэффициент 1, 2.
Вместе с тем, как правильно указано судами, само по себе установление такого коэффициента к денежному довольствию истца не свидетельствует о том, что он должен быть установлен и к его пенсии, так как пенсионное обеспечение регулируется приведенными выше нормативными положениями, которыми предусмотрено обязательное наличие у пенсионера необходимого стажа военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, указанных в Перечне.
Доводы кассационной жалобы истца основаны на неправильном понимании им положений закона, регламентирующих право на установление размера пенсии с применением районного коэффициента по последнему месту службы, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Помигуева Валерия Тимофеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.