Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Бушминой А.Е, Мироновой Н.В, при секретаре
ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Долгих Антона Витальевича к Избирательной комиссии Кировской области об оспаривании Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049 "О жалобе Ковязина Михаила Николаевича на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 от 29 июля 2021 года N 8/19 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25", отмене решения о регистрации кандидата по апелляционной жалобе Долгих Антона Витальевича на решение Кировского областного суда от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения административного истца Долгих Антона Витальевича, заинтересованного лица ФИО2, его представителя ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам ФИО3 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 17 июня 2021 года N 56/132 назначена дата выборов в Законодательное Собрание Кировской области седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 20 мая 2021 года N 129/875 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Кировской области седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25 возложены на территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Кирова N 2 (далее также Территориальная избирательная комиссия).
Постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 от 29 июля 2021 года N 8/19 Ковязину Михаилу Николаевичу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25 (далее также Постановление Территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 8/19) по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), пунктом "в" части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" (далее также Закон Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО), поскольку в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.3 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО кандидат Ковязин М.Н. не представил в Территориальную избирательную комиссию уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049, принятым по жалобе Ковязина М.Н, Постановление Территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 8/19 отменено, Ковязин М.Н, выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25 (далее также Постановление Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049).
Административный истец Долгих А.В, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25, обратился в Кировский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что постановление Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049 принято с нарушением требований пунктов 1.6 и 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.3, пункта "в" части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО, поскольку законодательством не предусмотрена возможность представить в избирательную комиссию Уведомление о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, которое ранее не было представлено в избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата; невыполнение Территориальной избирательной комиссией обязанности известить кандидата Ковязина М.Н. о выявлении отсутствия указанного уведомления, не является основанием для принятия решения о регистрации кандидата Ковязина М.Н.
Административный истец просил суд признать постановление избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049 "О жалобе Ковязина Михаила Николаевича на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 от 29 июля 2021 года N 8/19 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25" незаконным и отменить решение о регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25 Ковязина М.Н.
Решением Кировского областного суда от 18 августа 2021 года административное исковое заявление Долгих Антона Витальевича к Избирательной комиссии Кировской области об оспаривании Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049 "О жалобе Ковязина Михаила Николаевича на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 от 29 июля 2021 года N 8/19 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25", отмене решения о регистрации кандидата оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Долгих А.В. просил решение Кировского областного суда от 18 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Избирательная комиссия Кировской области представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Ковязин М.Н. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокуратура Кировской области представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение Кировского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Долгих А.В, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Ковязин М.Н, его представитель ФИО8, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Отношения по выборам депутатов Законодательного Собрания Кировской области урегулированы также Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области".
Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Аналогичная норма предусмотрена частью 1 статьи 34 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.
В соответствии со статьей 27 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляются уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию области не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Частью 1 статьи 31 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 N 377-ЗО предусмотрено, что кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени документы, должен предоставить необходимые для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (пункт 1). При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6). Аналогичные положения содержатся в частях 1 и 1.3 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО, пункте 4.11 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные нормы содержатся в части 1.1 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО.
Пунктом 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 установлено, что в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках. Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункту "в" части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (пункт 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом (пункт 6). Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям данного Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 данного Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (пункт 6.1).
Аналогичные нормы предусмотрены частями 5 и 6 статьи 74 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО.
Из материалов дела следует, что Долгих А.В. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25, что подтверждается постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 от 9 августа 2021 года N12/27.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области N 137/956 от 14 июля 2021 года заверен список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Кировской области по одномандатным избирательным округам, в который включен в качестве выдвинутого кандидата по Кировскому одномандатному избирательному округу N25 Ковязин М.Н.
15 июля 2021 года Ковязин М.Н. представил в Территориальную избирательную комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 документы, необходимые для уведомления о выдвижении.
20 июля 2021 года Ковязин М.Н. представил в Территориальную избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва, а именно первый финансовый отчет кандидата, две фотографии, документ о реквизитах специального избирательного счета, автобиографию кандидата, а также представил электронный носитель информации с документами в машиночитаемом виде (оптический компакт-диск CD-R) 1 штука (л.д.53-54).
Согласно ответу Территориальной избирательной комиссии на электронном носителе информации, представленном Ковязиным М.Н. 20 июля 2021 года, находились выполненные в электронном виде и неподписанные документы - биография Ковязина М.Н, уведомление Ковязина М.Н. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (без даты и подписи), фотография Ковязина М.Н.
Таким образом, кандидат Ковязин М.Н. в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.3 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО, 20 июля 2021 года не представил в Территориальную избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (далее также Уведомление).
27 июля 2021 года рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами при выдвижении и регистрации в территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Кирова N2 при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N25 рекомендовала Территориальной избирательной комиссии принять постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25 Ковязина М.Н, поскольку в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.3 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО кандидат Ковязин М.Н. не представил в Территориальную избирательную комиссию уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.49-52).
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.1 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО Территориальная избирательная комиссия, выявив отсутствие указанного Уведомления, не известила об этом кандидата не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 2 от 29 июля 2021 года N 8/19 Ковязину М.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25 по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом "в" части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО, поскольку в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.3 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО кандидат Ковязин М.Н. не представил в Территориальную избирательную комиссию уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
29 июля 2021 года Ковязин М.Н. подал в Избирательную комиссию Кировской области жалобу на Постановление Территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 8/19, в которой указал, что 20 июля 2021 года при представлении в Территориальную избирательную комиссию документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты имел при себе указанное Уведомление, но по невнимательности забыл его представить, что является с его стороны технической ошибкой и следствием большого эмоционального волнения; о неполноте представленных документов Территориальная избирательная комиссия его не уведомила; на диске, представленном в Территориальную избирательную комиссию в машиночитаемом виде Уведомление было. Также Ковязин М.Н. представил в Избирательную комиссию Кировской области подписанное им Уведомление от 9 июля 2021 года.
Председатель Территориальной избирательной комиссии направил в Избирательную комиссию Кировской области письменные объяснения, согласно которым 15 июля 2021 года Ковязин М.Н. представил в Территориальную избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении, указанные в подтверждении о получении документов; 20 июля 2021 года Ковязин М.Н. представил в Территориальную избирательную комиссию документы для регистрации, указанные в подтверждении о получении документов; иные документы не представлял.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049, принятым по жалобе Ковязина М.Н, Постановление Территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 8/19 отменено, Ковязин М.Н, выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 25. В обоснование Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049 указано, что Территориальная избирательная комиссия не выполнила требования, установленные пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частью 1.1 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО об уведомлении кандидата об отсутствии каких-либо документов не позднее чем за 3 дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Согласно ответу Избирательной комиссии Кировской области от 2 сентября 2021 года, к жалобе Ковязина М.Н. был приложен оригинал Уведомления, который в связи с судебными процессами хранится в Избирательной комиссии Кировской области, которое после решения спорного правоотношения будет передано в Территориальную избирательную комиссию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении от 12 марта 2021 года N 6-П, и исходил из того, что документы для регистрации в качестве кандидата поданы Ковязиным М.Н. 20 июля 2021 года, то есть в период срока возможного выдвижения, который, истекал 23 июля 2021 года. Отсутствие своевременного и надлежащего извещения и последующий отказ в регистрации кандидата за пределами срока выдвижения исключил возможность для Ковязина М.Н. повторно выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенное кандидатом нарушение (отсутствие необходимого документа) являлось очевидным для избирательной комиссии, которая вопреки требованиям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ императивно возложенную на нее обязанность не выполнила. Также суд отметил, что устанавливая срок подачи документов для регистрации кандидата, избирательное законодательство не содержит запрета в период с момента выдвижения и до принятия избирательной комиссией решения по существу о регистрации (отказа в регистрации кандидата) получения по заявлению кандидата представленных для регистрации документов с целью их последующей подачи после устранения недостатков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что Избирательная комиссия Кировской области, установив неисполнение Территориальной избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 1.1 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО, что привело к существенному нарушению избирательных прав кандидата Ковязина М.Н, правомерно отменила Постановление Территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 8/19 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ковязина М.Н. и зарегистрировала последнего в качестве кандидата, при этом действия Избирательной комиссии Кировской области были обусловлены необходимостью восстановления нарушенных прав кандидата Ковязина М.Н, единственным способом восстановления которых явилась регистрация Ковязина М.Н. в качестве кандидата. Также суд учел, что возможность повторной подачи документов в избирательную комиссию на стадию проверки соответствия документации требованиям избирательного законодательства утрачена, тогда как удовлетворение требований административного иска, с учетом обязательности исполнения судебного решения, приведет к необоснованному ограничению пассивного избирательного права Ковязина М.Н, которое обусловлено неправомерными действиями Территориальной избирательной комиссии.
В апелляционной жалобе административный истец Долгих А.В. указал, что суд первой инстанции не дал оценки доводам административного истца о том, что решение Избирательной комиссии Кировской области о регистрации Ковязина М.Н. кандидатом в депутаты в отсутствие Уведомления, представление которого в Территориальную избирательную комиссию являлось обязательным, нарушает принцип равенства кандидатов, установленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ; оспариваемое решение принято Избирательной комиссией Кировской области с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункта "в" части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО отсутствие Уведомления является основанием для отказа в регистрации кандидата. Также административный истец в апелляционной жалобе указал, что невыполнение Территориальной избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не нарушает прав кандидата Ковязина М.Н, поскольку в силу указанной нормы кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в представленные в избирательную комиссию документы, в установленных случаях заменить представленный документ, при отсутствии копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, представить ее, однако избирательное законодательство не предусматривает возможность представить в избирательную комиссию Уведомление, которое ранее не было представлено вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Указанные доводы апелляционной жалобы административного истца заслуживают внимания, поскольку в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и аналогичных норм, содержащихся в части 1.1 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО, допускается устранение кандидатом не всех недостатков, которые имеются в представленных им для выдвижения и регистрации документах, а только тех недостатков, которые перечислены в данной норме закона, также как допускается в порядке устранения недостатков представить отсутствующий документ только в одном случае: в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Вместе с тем, не представленное кандидатом Ковязиным М.Н. в Территориальную избирательную комиссию письменное Уведомление, которое должно быть предоставлено в соответствии с пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частью 1.3 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, не указано в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1.1 статьи 33 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО и не относится к отсутствующим документам, перечисленным пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, которые можно представить в избирательную комиссию не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт не извещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
Между тем, указанные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П выводы сделаны лишь в отношении представленных кандидатом в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, а не в отношении необходимых к представлению, но не представленных кандидатом документов.
Введенный Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) пункт 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривает, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2. статьи 33 данного Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 данного Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Таким образом, пункт 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ также не содержит исключения для возможности не представления кандидатом Уведомления и регистрации кандидата без такого Увеодмления.
Кроме того, пункт 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривает невозможность отмены регистрации кандидата в случае, если избирательная комиссия не известила кандидата о соответствующих нарушениях при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату на момент представления документов в избирательную комиссию.
Однако в данном случае такое условие отсутствует, поскольку Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 8/19 кандидат Ковязин М.Н. не был зарегистрирован, напротив ему отказано в регистрации. Кроме того, отсутствие представления Уведомления было очевидным не только для Территориальной избирательной комиссии, но и для самого кандидата Ковязин М.Н, который его не представил, о чем в подтверждении о получении документов от 20 июля 2021 года указано, что письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами - кандидат Ковязин М.Н. не представлено (л.д.53).
Вместе с тем указанные обстоятельства не могут повлечь отмену решения суда, которым в удовлетворении административного иска Долгих А.В. отказано, по следующим основаниям.
Исчисление процессуальных сроков установлено статьей 92 КАС РФ, согласно которой процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ (часть 1). Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным, в том числе главой 24 КАС РФ ("Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") (часть 2). Течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (часть 3).
Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 115-ФЗ внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, в том числе установленных статьей 240 КАС РФ.
Статьей 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (часть 4). Сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7). Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец просил суд признать постановление Избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2021 года N 146/1049 незаконным и отменить решение о регистрации кандидата в депутаты Ковязина М.Н.
При этом согласно номеру почтового идентификатора на почтовом конверте (л.д.12) административное исковое заявление направлено административным истцом в Кировский областной суд по почте 9 августа 2021 года в 17 часов 07 минут.
Указанное почтовое отправление было получено адресатом - Кировским областным судом 12 августа 2021 года в 07 часов 32 минуты (по входящему штампу суда - 12 августа 2021 года), то есть по окончании процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ, с учетом правил окончания процессуального срока, установленных частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ).
В данном случае то обстоятельство, что административный истец направил административное исковое заявление в суд по почте 9 августа 2021 года - в последний день процессуального срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, правового значения не имеет, поскольку исходя из положений части 4 статьи 93, части 4 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата могло быть направлено по почте, но при этом должно было поступить в суд не позднее 9 августа 2021 года, которое являлось рабочим днем.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что административный истец пропустил установленный частью 4 статьи 240 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, который в силу части 7 статьи 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, что в силу положений части 5 статьи 180, части 10 статьи 240 КАС РФ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгих Антона Витальевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Кировский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.