Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Бушминой А.Е, Мироновой Н.В, при секретаре
ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Пермского края об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Рашидова Александра Ринадовича, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Пермском крае" по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Пермского края на решение Пермского краевого суда от 8 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 июня 2021 года назначена дата выборы в Законодательное Собрание Пермского края четвертого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 23 июля 2021 года N 178/03-3 заверен единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созывая, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Пермском крае".
11 августа 2021 года Избирательной комиссией Пермского края вынесено постановление N 185/04-3 "О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Пермском крае", в составе которого, в региональной группе "Березниковская N 15" (одномандатный избирательный округ N 15) под N 2 значится Рашидов Александр Ринадович.
Административный истец Избирательная комиссия Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Рашидова А.Р, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Пермском крае", на основании части 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" в связи с установлением факта владения и пользования иностранными финансовыми инструментами.
Решением Пермского краевого суда от 8 сентября 2021 года административные исковые требования Избирательной комиссии Пермского края удовлетворены. Отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Рашидов Александр Ринадович, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Пермском крае".
В апелляционной жалобе административный истец Избирательная комиссия Пермского края просила решение суда изменить в части, касающейся содержания резолютивной части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагала необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд может обратиться, в том числе, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Отношения по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края урегулированы также Законом Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее также Закон Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК).
Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.
Положениями пункта 3.3 статьи 33, пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в данном Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ). Аналогичные нормы предусмотрены частью 2.3 статьи 28, частью 5.1 статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК.
В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, в том числе в случае, предусмотренном подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которой регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Частью 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК предусмотрена возможность отмены судом регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, в том числе по основанию, указанному в пункте 9 части 7 данной статьи, то есть в связи с установлением факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Частью 23 статьи 29 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК предусмотрено, что избирательная комиссия Пермского края обращается с представлением о проверке, в том числе, выполнения кандидатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 28 данного Закона, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений.
При этом проверка выполнения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ (часть 24.1 статьи 29 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.4 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Такой порядок установлен Указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее также - Указание).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (пункт 1 Указаний).
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (пункт 2 Указаний).
Таким образом, взаимодействие между Избирательной комиссией Пермского края и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
21 июля 2021 года и 2 августа 2021 года уполномоченным представителем избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Пермском крае" в Избирательную комиссию Пермского края представлены документы для заверения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, в состав которого, в региональной группе "Березниковская N 15" (одномандатный избирательный округ N 15) под N 2 включен Рашидов А.Р.
В перечне документов, представленных для регистрации кандидата, имеется уведомление административного ответчика от 30 июля 2021 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
По результатам запроса, направленного Избирательной комиссией Пермского края через информационные ресурсы Центрального банка Российской Федерации, поступил ответ, содержащий информацию об участниках финансового рынка, из которого следует, что кандидат Рашидов А.Р. владеет следующими иностранными финансовыми инструментами:
- депозитарные расписки "данные изъяты"1 шт.);
- акции "данные изъяты" Inc (1 шт.).
Данные обстоятельства подтверждаются также отчетом о проверке сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям), с датой формирования 17 августа 2021 года (дата загрузки сведений 12 августа 2021 года).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, указанные ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а указанные компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку их организационно-правовая форма, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что кандидат Рашидов А.Р. на дату представления документов для регистрации единого списка кандидатов, владел иностранными финансовыми инструментами, что является основанием для отмены его регистрации по части 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК в связи с установлением факта владения и (или) пользования кандидатом иностранными финансовыми инструментами.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Законом или договором правообладателя с лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, могут быть предусмотрены иные основания и условия списания ценных бумаг и их зачисления, в том числе возможность списания ценных бумаг со счета лица, совершившего отчуждение, без представления его распоряжения. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя (пункты 1, 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно отчету о проверке сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям), с датой формирования 17 августа 2021 года (дата загрузки сведений 12 августа 2021 года) кандидат Рашидов А.Р. владеет следующими иностранными финансовыми инструментами:
- депозитарные расписки "данные изъяты" (1 шт.);
- акции "данные изъяты" (1 шт.).
Таким образом, судом достоверно установлено, и подтверждается материалами дела, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, кандидат Рашидов А.Р. не осуществил отчуждение иностранных финансовых инструментов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что кандидат Рашидов А.Р. на дату представления документов для регистрации единого списка кандидатов владел иностранными финансовыми инструментами, пришел к верному выводу, что данное обстоятельство является основанием для отмены его регистрации по части 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК в связи с установлением факта владения и (или) пользования кандидатом иностранными финансовыми инструментами.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что резолютивная часть решения суда не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 180 КАС РФ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку резолютивная часть решения содержит все предусмотренные частью 6 статьи 180 КАС РФ выводы и сведения, которые должны быть в ней указаны исходя из обстоятельств административного дела.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не имеют.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.