Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алабуга-2.Нефтехимия" Гайфуллина Р.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия" (далее - ООО "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия", общество") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор Гайфуллин Р.М. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия" к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что 6 апреля 2020 года и 25 сентября 2020 года государственными инспекторами Республики Татарстан в области охраны окружающей среды вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по факту сброса на почву отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ ФККО 89000001724, отходов ТКО отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) ФККО 7 31 110 01 72 4, отходы от жилищ крупногабаритные ФККО 7 31 11002 51 5 на площади 3900 кв м на земельном участке внутри кадастрового квартала N, прилегающем к восточному борту полигона ТБО "адрес", расположенному на земельном участке с кадастровым номером N и 25 сентября 2020 года у ООО "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г..Лениногорск, ул.Промышленная, д.1А, строение 13, помещение 1, истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с установлением для исполнения трехдневного срока со дня получения копии определения. Однако ООО "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия" не выполнило в трехдневный срок с момента получения указанного определения законные требования государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, ведущего производство по делу об административном правонарушении, не предоставив в установленный срок истребуемые сведения: договор между ООО "Управляющая компания "Алабуга-2.
Нефтехимия" и ООО "Строительная Компания -Идея "Юго-Восток" на выполнение работ по объекту "стоянка" по улице Советская (бывшая территории АПОПАТ) и документы о выполнении указанного договора по формам КС-2, КС-3.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В данном случае последним днем периода, предоставленного для исполнения обязанности по предоставлению по требованию должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, истребованных им в рамках соответствующего дела сведений и документов, являлось 28 сентября 2020 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по общему правилу равен трем месяцам.
Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный названной нормой для данной категории дел, начал исчисляться 29 сентября 2020 года и истек 29 декабря 2020 года.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 14 января 2021 года, то есть за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности судья Лениногорского городского суда Республики вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Судья Верховного Суда Республики Татарстан при рассмотрении жалобы на постановление городского суда оставил данное обстоятельство без внимания.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
При таких обстоятельствах постановление судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия" подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия" Гайфуллина Р.М. удовлетворить частично.
Постановление судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алабуга-2. Нефтехимия", отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.