Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Ботуралиевой Шахло Мухаммадиевны на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 30 мая 2018 г., определение судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданки Республики Таджикистан Ботуралиевой Ш.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 30 мая 2018 г. гражданка Республики Таджикистан Ботуралиева Ш.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с названным постановлением судьи районного суда, Ботуралиева Ш.М. обратилась с жалобой в Самарский областной суд.
Определением судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 г. жалоба Ботуралиевой Ш.М. возвращена заявителю в связи с истечением срока подачи жалобы и отсутствия ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ботуралиева Ш.М. просит изменить постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 30 мая 2018 г, исключив административное наказание в части выдворения за пределы Российской Федерации, отменить определение судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 г.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что 30 мая 2018 г. Ботуралиевой Ш.М. получена копия постановления судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 30 мая 2018 г, что подтверждается ее распиской (л.д. 19).
Жалоба на указанное решение судьи в соответствии с требованиями части 1 статьи 30.3 вышеуказанного подлежала подаче в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
27 апреля 2021 г. Ботуралиевой Ш.М. посредством почтового отправления подана жалоба на указанное постановление районного судьи, что подтверждается штемпелем на конверте, то есть с пропуском установленного срока подачи жалобы (л.д. 35).
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления судьи районного суда к материалам жалобы приложено не было, жалоба такого ходатайства не содержала.
При таких обстоятельствах, судья Самарского областного суда обоснованно пришла к выводу о том, что предусмотренные законом основания для принятия к рассмотрению жалобы Ботуралиевой Ш.М. отсутствуют.
Определение судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 г. является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30 мая 2018 г. в 10 часов 30 минут в ОВМ ОП N 9 УМВД России по г. Самаре, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, д. 145, установлен факт нарушения режима пребывания на территории Российской Федерации гражданкой Республики Таджикистан Ботуралиевой Ш, ДД.ММ.ГГГГ г.р, которая прибыла на территорию Российской Федерации в порядке, не требующим получения визы, где временно пребывала 90 суток, исчисляемые со дня въезда в Российскую Федерацию с 22 октября 2018 г, однако по истечении указанного срока до 19 января 2018 г. не покинула Российскую Федерацию, не имела законных оснований для дальнейшего нахождения на территории Российской Федерации, нарушила требования, изложенные в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30 мая 2018 г. 17 N 3426508 (л.д. 1-2); объяснениями Ботуралиевой Ш.М. (л.д. 4); копией миграционной карты (л.д. 5); сведениями СПО "Мигрант-1" (л.д. 7) и другими материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Действия Ботуралиевой Ш.М. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Ботуралиевой Ш.М. в совершении инкриминируемого ей деяния по делу не усматривается.
Постановление о привлечении Ботуралиевой Ш.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Ботуралиевой Ш.М. в пределах, установленных санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимость назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Ботуралиева Ш.М. приводит доводы о том, что имеет несовершеннолетних детей, двое из которых учатся в школе.
Однако указанный довод повлечь изменение постановления мирового судьи не может в связи со следующим.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе следует иметь в виду, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 названного Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, при назначении административного наказания судьей районного суда требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Из материалов дела следует, что Ботуралиева Ш.М. по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации территорию указанного государства не покинула и находилась в Российской Федерации в нарушении требований, изложенных в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Приведенные доводы жалобы не освобождают Ботуралиеву Ш.М. от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не являются основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 30 мая 2018 г, определение судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 г, вынесенные в отношении гражданки Республики Таджикистан Ботуралиевой Шахло Мухаммадиевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ботуралиевой Ш.М. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.