Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 июля 2021 года кассационную жалобу Чурсина Ивана Ивановича на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 8 июня 2021 года по административному делу N 2а-2253/2021 по административному исковому заявлению Чурсина И.И. к Министерству социально-демографической и семейной политики по Самарской области, территориальному отделу Центрального округа Министерства социально-демографической и семейной политики по Самарской области, ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты Центрального округа" о признании ветераном Великой Отечественной войны, признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в их поддержку объяснения Чурсина И.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чурсин И.И. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству социально-демографической и семейной политики по Самарской области, территориальному отделу Центрального округа Министерства социально-демографической и семейной политики по Самарской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав.
В обосновании заявленных требований административным истцом указано, что 11 ноября 2020 года Чурсин И.И. обратился в Министерство социально-демографической и семейной политики по Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения "инвалида о праве на льготы" как рабочему, военнослужащему, получившему заболевание в период прохождения военной службы и по пенсионному обеспечению, приравненному к инвалидам Великой Отечественной войны.
Письмом территориального отдела Центрального округа г. Тольятти от 23 ноября 2020 года Чурсину И.И. отказано в выдаче указанного удостоверения.
7 декабря 2020 года Чурсин И.И. обратился к Министру социальнодемографической и семейной политики по Самарской области с жалобой на отказ указанного территориального органа. Однако, ответом от 30 декабря 2020 года административному истцу вновь отказано в выдаче удостоверения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих установление инвалидности, связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.
Не согласившись с правомерностью названных отказов, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнений просил суд: признать его ветераном Великой Отечественной войны из числа приравненных к инвалидам Отечественной войны, включая инвалидов из числа партизан Отечественной войны и рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами в связи с ранением, увечьем или заболеванием, полученным в период Отечественной войны в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным постановлениям и распоряжением Правительства СССР, военнослужащих в/ч 48589, входившей в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, и партизан гражданской войны; признать факты оставления административным ответчиком заказного письма от 12 мая 2020 года без ответа, а ответы от 23 ноября 2020 года, 30 декабря 2020 года незаконными, нарушающими права административного истца; признать обращение от 12 мая 2020 года официальным заявлением Чурсина И.И, поданным в соответствии с Регламентом о замене причины инвалидности "общее заболевание" на "военная травма"; обязать административного ответчика выполнить требования пункта 2.2 Регламента, запросив необходимые документы и направив их в Бюро медико-социальной экспертизы для замены причины инвалидности; обязать административного ответчика отменить ответы от 23 ноября 2020 года, 30 декабря 2020 года и принять решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 марта 2021 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 8 июня 2021 года без изменения, в удовлетворении требований Чурсина И.И. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, административный истец обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву того, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение Чурсина И.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают.
Так, как следует из материалов дела и установлено судами, 14 мая 2020 года в отдел назначения компенсаций и льгот по Автозаводскому району ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа" поступило почтовое отправление от Чурсина И.И. от 12 мая 2020 года, которое состояло из конверта треугольной формы и вложенной в него распечатки Указания от 5 ноября 1990 года N 1-158-У.
Почтовое отправление зарегистрировано в журнале входящей документации. Поскольку почтовое отправление не содержало обращения гражданина, оно было вложено в личное дело Чурсина И.И. без направления ответа.
11 ноября 2020 года Чурсин И.И. обратился в ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа" с заявлением о выдаче удостоверения инвалида с правом на льготы, предоставив: копию паспорта, копию справки об инвалидности по общему заболеванию, копию военного билета, копию выписки из акта освидетельствования во МСЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением, копии свидетельств о болезни, копию архивной справки о прохождении военной службы.
Представленные Чурсиным И.И. в установленном порядке заявление и документы были рассмотрены территориальным отделом.
Согласно уведомлению ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа" от 23 ноября 2020 года Чурсину И.И. отказано в выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы по причине того, что справки об инвалидности, содержащей причину инвалидности "военная травма", "ранение (контузия, увечье), полученное при защите СССР", "заболевание, связанное с пребыванием на фронте", "ранение (контузия, увечье), полученное при исполнении военной службы", "заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы", Чурсиным И.И. не представлено.
В связи с обращением Чурсина И.И. 7 декабря 2020 года в Министерство социально-демографической и семейной политики по Самарской области 30 декабря 2020 года административному истцу направлено письменное разъяснение о порядке выдачи удостоверения инвалида о праве на льготы.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что Чурсин И.И. получает меры социальной поддержки в соответствии с имеющимся статусом бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей. Пенсионные выплаты Чурсину И.И. установлены и выплачиваются в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Правовых оснований для выдачи иных удостоверений не имеется.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на применимых нормах материального права, регулирующих спорные отношения, надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, статьей 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен перечень лиц, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, в который не включены бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались до 1 января 2005 года Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235).
Названным указом Президента Российской Федерации было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно данной правовой норме ежемесячные выплаты, меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, не признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются как для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Вместе с тем, законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны правом на ежемесячные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, не идентифицирует их с участниками войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Указанная категория граждан не отнесена законодателем непосредственно к ветеранам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона "О ветеранах"). Несовершеннолетние узники фашизма имеют свой статус, который подтверждается соответствующим удостоверением.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием применительно к данному административному делу, суды верно констатировали законность отказа в выдаче Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области административному истцу удостоверения инвалида Великой Отечественной войны, поскольку ему статус участника Великой Отечественной войны не присваивался, участником боевых действий в период прохождения им срочной службы в рядах Вооружённых Сил СССР с 1958 по 1959 год он не являлся, инвалидность в связи с получением военной травмы, ранения (контузии, увечья), заболеванием, полученным при защите СССР либо заболеванием, связанным с пребыванием на фронте, не устанавливалась.
Оценивая требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по направлению его на медико-социальную экспертизу, суды обоснованно указали на невозможность их удовлетворения по причине того, что вопреки Порядку и условиях признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, документы от Чурсина И.И. для направления на медико-социальную экспертизу в ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты Центрального округа" не поступали.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судебная коллегия отмечает, что по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, судебными инстанциями не установлено. При этом суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, их позиция не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы, основанные на ином толковании положений приведенного выше законодательства, не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении. Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чурсина И.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.