Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Назейкиной Н.А, судей Рипка А.С, Калиновского А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области на апелляционное определение Самарского областного суда от 7 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-3625/2020 по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 8" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сальникова А.А, представителя ГБУЗ Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 8" Хохловой Н.И, действующей на основании доверенности от 16.09.2020, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского районного г. Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N8" (далее ГБУЗ СО "СГКБ N8") о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проверено соблюдение требований законодательства об оборонно-промышленном комплексе на территории защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в Кировском районе г. Самары.
В нарушении требований законодательства, установленных Федеральным законом от 12.02.1998 г. 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N583, по состоянию на 29.11.2019 г. ГБУЗ СО "СГКБ N 8" допущены следующие нарушения вышеуказанных требований законодательства на территории защитного сооружения гражданской обороны: инженерно-техническое оборудование вентиляционной системы, дизельной электростанции находится в неисправном состоянии; не обеспечена сохранность (герметичность и закрываемость дверей) защитного сооружения; не обеспечено исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации системы оповещения людей о пожаре).
Для устранения вышеуказанных нарушений главному врачу ГБУЗ СО "СГКБ N 8" внесено представление от 20.01.2020 г. N 07-03-2020, меры для устранения выявленных нарушений не приняты.
В результате проверки прокуратура района с привлечением сотрудников отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области, Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара по состоянию на 15.05.2020 г. в ГБУЗ СО "СГКБ N 8" выявлены следующие нарушения закона: инженерно-техническое оборудование вентиляционной системы находится в неисправном состоянии; не обеспечена сохранность защитного сооружения; герметичные двери входов в защитное сооружение находящиеся в открытом положении не прикрыты съемными легкими экранами или щитами; инженерно-техническое оборудование (дизельная электростанция) находится в неисправном состоянии; не обеспечено исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре.
По состоянию на 05.11.2020 г. ответчиком выполнены требования прокурора в части: обеспечения исправного состояния инженерно-технического оборудования вентиляционной системы; обеспечения сохранности защитного сооружения: обеспечения оборудования герметичных дверей входов в защитное сооружение, находящихся в открытом положении, прикрытием съемными легкими экранами или щитами; обеспечения исправного состояния инженерно-технического оборудования (дизельной электростанции). До настоящего времени ответчик не исполнил требование прокурора в части обеспечения исправного состояния автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).
Недостаточная защищенность объекта гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан, и причинить значительный материальный ущерб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд возложить на ГБУЗ СО "СГКБ N8" обязанность в срок не свыше шести месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны: обеспечить исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).
Решением Кировского районного суда г. Самары от 05 ноября 2020 года исковые требования прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 8" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения удовлетворены.
Определением от 24 февраля 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТУ Росимущества по Самарской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 апреля 2021 года решение Кировского районного суда г. Самары от 05 ноября 2020 года отменено. Принят новый судебный акт, которым суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области принять организационные меры по устранению нарушений требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (Убежище N113-63), путем финансирования расходов Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области Самарская городская клиническая больница N8" на указанные мероприятия, а именно: обеспечить исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре). Так же суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в срок не свыше восьми месяцев с момента поступления финансирования от Территориального управления Росимущества в Самарской области устранить выявленные нарушения требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (Убежище N113-63), а именно: обеспечить исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).
В кассационной жалобе Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области апелляционного определения Самарского областного суда от 7 апреля 2021 года.
От Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области поступили дополнения к кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, прокуратурой Кировского района г. Самары проведена проверка в отношении ГБУЗ СО "СГКБ N8" на предмет исполнения законодательства в отношении защитного сооружения гражданской обороны (Убежище N 113-63).
Указанное защитное сооружение гражданской обороны Убежище N113-63 является федеральной собственностью, в соответствии с договором от 01.03.2007 г. N25 передано ГБУЗ СО "СГКБ N8" на ответственное хранение и в безвозмездное пользование (л.д.10).
В соответствии с условиями указанного договора, ГБУЗ СО "СГКБ N8" обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к исполнению по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Вместе с тем, установлено, что указанное защитное сооружение на балансе учреждения не состоит, на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения учреждению не принадлежит.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1-3 прямо не указаны. Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны, в данном случае убежище, не отвечающее критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны: создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу ст. 1 указанного Закона, гражданской обороной является система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Статьей 2 Федерального закона "О гражданской обороне" установлено, что одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3.2.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях (далее - ЗС ГО) как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом, должна быть обеспечена сохранность: -защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; -герметизации и гидроизоляции всего сооружения; - инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 3.2.11 Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Согласно п. 3.5.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением: Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее Правила противопожарного режима), в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в Кировском районе (Убежище N113-63), установлено, что инженерно-техническое оборудование вентиляционной системы находится в неисправном состоянии; -не обеспечена сохранность защитного сооружения; -герметичные двери входов в защитное сооружение находящиеся в открытом положении не прикрыты съемными легкими экранами или щитами; -инженерно-техническое оборудование (дизельная электростанция) находится в неисправном состоянии.; -не обеспечено исправное состояние автоматических систем: противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).
Результаты проверки ответчиками не оспаривались.
Принимая, что указанные факты являются нарушением Федерального закона "О гражданской обороне" и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, учитывая, что недостаточная защищенность объекта гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровью граждан, и причинить значительный материальный ущерб, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области принять организационные меры по устранению нарушений требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (Убежище N113-63), путем финансирования расходов Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области Самарская городская клиническая больница N8" на указанные мероприятия, а именно: обеспечить исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре). Так же суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в срок не свыше восьми месяцев с момента поступления финансирования от Территориального управления Росимущества в Самарской области устранить выявленные нарушения требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (Убежище N113-63), а именно: обеспечить исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты защитного сооружения (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции на основании следующего.
Статьей 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом) предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Положения Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с Постановлением N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр.
В силу пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в приложениях N 1-3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Руководствуясь нормами вышеуказанного постановления, суд апелляционной инстанции верно указал, что к указанным объектам и имуществу относятся, в том числе защитное сооружение гражданской оброны- убежище N 113-63.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях N 1-3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что спорный объект является федеральной собственностью в силу прямого указания Закона и не выбывали из состава федеральной собственности в установленном законодательством порядке.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса российской Федерации).
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Самарского областного суда от 7 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-3625/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Назейкина
Судьи А.С.Рипка
А.А.Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.