Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И, судей Рипка А.С, Гаиткуловой Ф.С, рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-3287/2020 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в лице территориального отдела Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения директора МБОУ"Средняя общеобразовательная школа N15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" Ивановой Е.И, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице территориального отдела Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Зеленодольском, Верхнеус.понском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по РТ) обратилось с иском к МБОУ "СОШ N 15", ИК ЗМР РТ о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения плановой выездной проверки МБОУ "СОШ N 15" установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований относительно к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а именно: в помещениях пищеблока нарушена целостность облицовочного покрытия стен, пола; в моечных помещениях на стенах дефекты покрытия в виде серого и черного налета; в спортивных залах и раздевальных для мальчиков и девочек полы имеют дефекты и механические повреждения; стены в спортивных залах с нарушенной целостностью краски, в раздевальных стены с трещинами и деформациями; у преподавателя физкультуры Солдаткиной О.С. отсутствуют знания по обработке спортивного инвентаря и о применяемых средствах для обработки. В медицинской книжке Солдаткиной О.С. и других преподавателей физкультуры дата последней аттестации, проведенной филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах от 6 мая 2019 года сроком до 6 мая 2021 года аттестованы по специальности учитель школы; на основании проведенной филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах санитарно-эпидемиологической экспертизы защищенности объекта от грызунов с оценкой дератизационных мероприятий N. 10350 от 11 февраля 2020 года МБОУ не соответствует СП 3.5.3.3223-14.
Не соблюдаются инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов: в полу спортивного зала имеются щели, вентиляционные отверстия в раздевалке, подвале, спортивном зале, моечной кухонной посуды не забраны решетками; на основании проведенной Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах санитарно-эпидемиологической экспертизы N 10351 от 12 февраля 2020 года, расписание уроков на 2019-2020 учебный год МБОУ "СОШ N 15" не соответствует СанНиИ 2.4.2.2821-10: - образовательная нагрузка в течение недели распределена неравномерно для обучающихся 1а класса; в расписании уроков для обучающихся наиболее трудные предметы проводят первым уроком в 5, б, 7Б, 7Г, 8А, 8 В, 8Г, 9А, 9В, 9Г, 11 А, 11Б классах; третьим уроком в 1а, 1в, 1г классах; четвертым уроком в 46, 4в классах; пятым уроком в 5В, 7Б, 7Г, 8В, 8Г, 9Г, 11 А, 11Б классах; шестым уроком в 9А классе, седьмым уроком в 8А классе; для обучающихся 2г, 36, 3г, 4а, 46, 4в, 4г, 5А, 5Г, 6В, 6Г, 7А, 7В классов наибольший объем учебной нагрузки (по шкале трудности учебных предметов) приходится ни на вторник и (или) среду; во 2а, 2в, 26, 2г, 2д, За, 36, Зв, Зг, 4а, 4в, 4г классах сложные предметы стоят подряд; отсутствуют по шкале трудности предметы (математика, обществознание) в 9 классах, право - в 10, 11 классах; по данным экспертного заключения результатов измерений электромагнитных полей N10354 от 13 февраля 2020 года и протокола измерений электромагнитных полей N220-1 от 11 февраля 2020 года, предоставленными филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах в кабинете информатики - напряженность электрического поля в диапазоне 5Гц-2кГц и 2- 400кГц у моноблока ПЭВМ JCL зав. N и у монитора ПЭВМ s\n 007RAAUOU912; напряженность электрического поля в диапазоне 5Гц-2кГц и 2- 400кГц и фон в диапазоне 50Гц у моноблоков ПЭВМ ICL зав. N и зав. N; - напряженность электрического поля в диапазоне
5Гц-2кГц и 2-400кГц, плотность магнитного потока в диапазоне 5Гц-2к1 ц у моноблоков ПЭВМ ICL зав. N, 1309292603, 1310307146 и у монитора ПЭВМ 1.G s\n 007RATSOU953 не соответствуют гигиеническим нормативам.
В связи с выявленными нарушениями выдано предписание и определен срок для устранения нарушений до 1 мая 2020 года и до 25 августа 2020 года. 30 апреля 2020 года в адрес Роспотребнадзора поступило письмо о выполнении предписания 30/23-пр от 2 марта 2020 года со сроком исполнения до 1 мая 2020 года. 25 августа 2020 года поступило письмо о невыполнении двух пунктов предписания 30/23-пр от 2 марта 2020 г. со сроком исполнения до 25 августа 2020 г, а именно: в помещениях пищеблока восстановить целостность облицовочного покрытия стен, пола; в моечных помещениях устранить на стенах дефекты покрытия в виде серого и черного налета; в спортивных залах и раздевальных для мальчиков и девочек, устранить дефекты и механические повреждения полов; восстановить целостность краски на степах в спортивных залах и раздевальных.
ТО Управления Роспотребнадзора по РТ просило возложить на ИК ЗМР РТ, МБОУ "СОШ N 15" в срок до 1 сентября 2021 года обязанность выполнить санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные законодательством, а именно: в помещениях пищеблока восстановить целостность облицовочного покрытия стен, пола; в моечных помещениях устранить на стенах дефекты покрытия в виде серого и черного налета; в спортивных залах и раздевальных для мальчиков и девочек, устранить дефекты и механические повреждения полов; восстановить целостность краски на стенах в спортивных залах и раздевальных.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в лице территориального отдела Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворены. Суд обязал Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района обеспечить финансирование мер по устранению Муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" нарушений санитарного законодательства. Так же суд обязал Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в срок до 1 сентября 2021 г. устранить следующие недостатки: восстановить в помещениях пищеблока целостность облицовочного покрытия стен, пола; в моечных помещениях устранить на стенах дефекты покрытия в виде серого и черного налета; устранить в спортивных залах и раздевальных для мальчиков и девочек дефекты и механические повреждения полов; восстановить целостность краски стен в спортивных залах и раздевальных.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 апреля 2021 года решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставиться вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по РТ в лице территориального отдела Распотребнадзора по РУ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах в ходе проведения плановой выездной проверки МБОУ "СОШ N 15" установлено, что имеет место нарушение требований санитарных норм.
В связи с выявленными нарушениями МБОУ "СОШ N 15" выдано предписание и определен срок для устранения части нарушений, приведенных в установочной части, до 1 мая 2020 года, а в части до 25 августа 2020 года.
30 апреля 2020 года в адрес Роспотребнадзора поступило письмо о выполнении предписания N 30/23-пр от 2 марта 2020 года в части со сроком исполнения до 1 мая 2020 года.
25 августа 2020 года МБОУ "СОШ N 15" уведомило Роспотребнадзор о невыполнении следующих пунктов предписания, а именно: в восстановлении целостности облицовочного покрытия стел, пола в помещении пищеблока; в устранении дефектов покрытия в виде серого и черного налета па стенах в моечном помещении; в устранении дефектов и механических повреждении полов в спортивном зале и раздевальных для мальчиков и девочек; в восстановлении целостности краски стен спортивного зала, трещин и деформаций степ в раздевальных.
Руководствуясь статьей 11, статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 части 6 статьи 28, пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10), "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных приказом Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 (СанПиН 2.4.5.2409-08), "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 (СанПиН 2.3.6.1079-01), указав, что факт неисполнения предписания N 30/23-пр от 2 марта 2020 года сроком до 25 августа 2020 года установлен, ненадлежащее содержание школы ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, а также посетителей школы, нарушает их права на безопасность и здоровье; допущенные правонарушения существенно затрагивают права детей на охрану их здоровья при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в образовательных организациях; допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства носят длительный характер и не позволяют гарантировать безопасность и безвредность факторов среды обитания, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью детей суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам кассационной жалобы, представителя ИК ЗМР РТ, сводящиеся к тому, что в бюджете муниципального образования на 2021 год не предусмотрены денежные средства, необходимые для финансирования мер по устранению нарушений санитарного законодательства, обоснованно не приняты были судом апелляционной инстанции как неправовые.
При этом, как верно указано судом апелляционной инстанции, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия в бюджете муниципальных образований необходимых денежных средств или финансового обеспечения решения вопросов местного значения в сфере образования.
Выявленные уполномоченным госорганом недостатки в сфере образованиям деятельности образовательного учреждения и муниципального образования в части ненадлежащего содержания недвижимости подлежат устранению их должностными лицами, пока ими эти недостатки не опровергнуты, и пути поиска и решения устранения этих недостатков относятся к прямым функциональным обязанностям должностных лиц этих юридических лиц.
При этом, судом апелляционной инстанции правомерно было учтено, что предписанием ТО Управления Роспотребнадзора пo РТ от 2 марта 2020 года был установлен срок проведения устранения нарушений санитарного законодательства для МБОУ "СОШ N 15", в части в восстановлении целостности облицовочного покрытия стен, пола в помещении пищеблока, краски стен спортивного зала, трещин и деформаций стен в раздевальных; в устранении дефектов покрытия в виде серого и черного налета на стенах в моечном помещении, дефектов и механических повреждений полов в спортивном зале и раздевальных для мальчиков и девочек, до 25 августа 2020 года, соответственно, обозначенные мероприятия должны были быть завершены к установленному сроку; следовательно, неисполнение предписания к этому сроку по мотиву отсутствия финансовых средств в финансовом 2020 году, обязывал ответственных должностных лиц предусмотреть необходимые финансовые средства на это в бюджете 2021 года, отступление от устранения указанных уполномоченным госорганом в его предписании недостатков является ненадлежащим исполнением должностными лицами образовательного учреждения и муниципального образования своих обязанностей, что тождественно самоустранению ими от исполнения прямых функциональных обязанностей.
В связи с приведенным названные представителем исполкома ЗМР РТ в кассационной жалобе нормы БК РФ не служат основанием для освобождения от исполнения решения суда, поскольку они лишь касаются вопросов регулирования финансирования муниципальных расходов и не опровергают верность выводов судов касательно обязанности ИК ЗМР РТ в части финансирования МБОУ "СОШ N 15" на проведение работ, указанных в обжалуемом решении, которые предписаны ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в его решении от 2 марта 2020 года.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-3287/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий О.И.Серебрякова
Судьи А.С.Рипка
Ф.С.Гаиткулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.