Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями комитета лесного хозяйства Московской области Кузьминой Ирины Аркадьевны (далее Кузьмина И.А.) на вступившие в законную силу решение судьи Красногорского городского суда Московской области от 08 ноября 2018 года, решение судьи Московского областного суда от 19 мая 2020 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Новая Перспектива" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями комитета лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. от 14 июня 2018 года N 07-281/2018 ООО "Новая Перспектива" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
На постановление должностного лица в Красногороский городской суд Московской области ООО "Новая Перспектива" подана жалоба, по результатам рассмотрения которой решением судьи Красногорского городского суда Московской области от 08 ноября 2018 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Данный судебный акт оставлен без изменения решением судьи Московского областного суда от 19 мая 2020 года.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с решениями судебных инстанций, считая их незаконными, просит отменить, постановление должностного лица оставить без изменения. Полагает ошибочными выводы судей о наличии оснований для прекращения производства по делу.
ООО "Новая Перспектива", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, возражения на нее не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в самовольном занятии лесных участков или использовании таких участков без специального на то разрешения.
Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями комитета лесного хозяйства Московской области юридическому лицу вменялось нарушение лесного законодательства, выразившееся в том что ООО "Новая Перспектива", являясь арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от 08 октября 2007 года N 4/04-2007/Д, площадью 14, 5 га, расположенного по адресу: "адрес" для осуществления рекреационной деятельности, а также на основании договора аренды лесных участков от 22 января 2018 года N 50-0864-05-13-07, площадью 0, 3346 га, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, Опалиховское участковое лесничество, квартал 27 выдел 30, квартал 33 выдел 44, и площадью 0, 0852 га квартал 33 выдел 44, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, самовольно, без специальных разрешений, произвело складирование строительных материалов на площади 0, 12 га и выкапывание двух траншей общей длиной 425 м, шириной от 0, 6 м до 1 м и глубиной от 0, 3 м до 0, 9 м в квартале 27 выделах 14, 15, 22 (за пределами арендованных лесных участков) Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО "Новая Перспектива" протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
При разрешении дела, отменяя постановление должностного лица от 14 июня 2018 года и прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что объективных данных, свидетельствующих о совершении вменяемых обществу действий по складированию строительных материалов и выкапыванию двух траншей, произведенных на участке лесного фонда квартал 27 выделы 14, 15, 22, расположенного за границами арендованных ООО "Новая Перспектива" участков, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства вменяемого административного правонарушения, судья городского суда пришел к выводу, с которым согласился судья Московского областного суда, об имеющихся по рассматриваемому делу обстоятельствах, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаков отсутствия состава административного правонарушения, что оспаривается должностным лицом, вынесшим постановление.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, настаивает на законности выводов, послуживших основанием для возбуждения производства по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы о виновности общества, аналогичные ранее заявленным.
Вместе с тем в настоящий момент отсутствует правовая возможность для удовлетворения данной жалобы должностного лица, поскольку статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Следует учесть, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями комитета лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. срок давности ООО "Новая Перспектива" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному делу, в том числе, для правовой оценки его действий на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Красногорского городского суда Московской области от 08 ноября 2018 года, решение судьи Московского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Новая Перспектива" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями комитета лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.