Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2021 года гражданское дело по иску Савченко Сергея Юрьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное)
на решение Ленинского районного суда г. Курска от 14 декабря 2020 года по гражданскому делу 2-3110/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 30 марта 2021 года по гражданскому делу N 33-911/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Савченко С.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ - УПФР в Курской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 30 марта 2021 года, исковые требования Савченко С.Ю. удовлетворены: за Савченко С.Ю. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда; на ответчика возложена обязанность засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда, периоды работы Савченко С.Ю. с: 24 июня 1986 года по 31 декабря 1986 года в должности газоэлектросварщика участка ремонтно-восстановительных работ цеха ПВ-17 Киргизского горнорудного комбината Центрального рудоуправления; 1 января 1987 года по 31 мая 1988 года в должности газоэлектросварщика Степного рудоуправления комбината участка ремонтно-восстановительных работ цеха ПВ-17; 5 сентября 1989 года по 23 марта 1993 года в должности электрогазосварщика Степного рудоуправления комбината участка ремонтно-восстановительных работ цеха ПВ-17; 26 мая 1995 года по 10 апреля 1996 года, 12 июня 1996 года по 28 марта 2002 года в должности электрогазосварщика Степного рудоуправления комбината участка геотехнологического поля и ремонтно-восстановительных работ рудника ПВ-17; 19 июля 2002 года по 25 марта 2003 года в должности электрогазосварщика Степного рудоуправления комбината участка добычи и переработки растворов рудника ПВ-19; на ответчика возложена обязанность назначить Савченко С.Ю. досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда с 1 июля 2019 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ - УПФР в Курской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебных актов в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие занятость в условиях, предусмотренных Списком N1 от 26 января 1991 года, т.к. справки представлены им лично, отсутствуют сведения об уплате пенсионных взносов за весь спорный период.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, решением ГУ - УПФР в Курской области (межрайонное) N1147/1 от 1 октября 2019 года Савченко С.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по Списку N1 и Списку N2, ввиду отсутствия требуемого специального стажа и требуемого возраста на дату обращения. По пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" из требуемых 20 лет страхового стажа и не менее 10 лет стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах подтверждено 21 год 6 месяцев 6 дней страхового стажа и ни одного периода стажа работы на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. По пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" из необходимых 25 лет страхового стажа и не менее 12 лет 6 месяцев стажа на работах с тяжелыми условиями труда, подтверждено 21 год 6 месяцев 6 дней страхового стажа и 3 года 2 месяца 17 дней стажа на работах с тяжелыми условиями труда; возраст истца на дату обращения в пенсионный орган - 54 года.
При этом ГУ - УПФР в Курской области (межрайонное) в специальный стаж Савченко С.Ю. не засчитаны периоды работы с 24 июня 1986 года по 31 декабря 1986 года в должности газоэлектросварщика участка ремонтно-восстановительных работ цеха ПВ-17 Киргизского горнорудного комбината Центрального рудоуправления; с 1 января 1987 года по 31 мая 1988 года в должности газоэлектросварщика Степного рудоуправления комбината участка ремонтно-восстановительных работ цеха ПВ-17; с 5 сентября 1989 года по 23 марта 1993 года в должности электрогазосварщика Степного рудоуправления комбината участка ремонтно-восстановительных работ цеха ПВ-17; с 26 мая 1995 года по 10 апреля 1996 года, 12 июня 1996 года по 28 марта 2002 года в должности электрогазосварщика Степного рудоуправления комбината участка геотехнологического поля и ремонтно-восстановительных работ рудника ПВ-17; с 19 июля 2002 года по 25 марта 2003 года в должности электрогазосварщика Степного рудоуправления комбината участка добычи и переработки растворов рудника ПВ-19.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О
страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
В силу статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статья 35 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает переходные положения действия данного закона.
Так, согласно части 1 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, согласно приложению 3 к Федеральному закону N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на
страховую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 года).
При назначении пенсии, в том числе, льготной пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан и Киргизской Республике) и которые включаются в страховой и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой и специальный стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового и специального стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой и специальный стаж), в том числе, периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе, путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Суды, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Савченко С.Ю. о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исходили из того, что обязательные пенсионные взносы за период с 13 августа 1999 года по 11 января 2008 года за Савченко С.Ю. перечислялись, что подтверждается сообщением Некоммерческого АО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", уточняющей справкой ТОО "СТЕПНОЕ-РУ" от 6 октября 2015 года подтверждается льготный характер работы истца и его постоянная занятость, записями трудовой книжки подтверждены спорные периоды работы истца.
Суды, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, сделали обоснованный вывод, что истец в спорные периоды осуществлял деятельность, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда, предусмотренную Списком N1, в связи с чем, спорные периоды должны быть включены в специальный стаж Савченко С.Ю. С их учетом специальный стаж работы с вредными условиями труда составил более 10 лет, истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда с 1 июля 2019 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ N1015 от 2 октября 2014 года, Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", Соглашения стран участников СНГ от 13 марта 1992 года), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ - УПФР в Курской области (межрайонное) в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж работы истца, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных решений и определения судебной коллегии по гражданским делам являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылку ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для принятия в качестве доказательства работы истца во вредных условиях представленные им лично документы, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку данным доказательствам судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 30 марта 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.