Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Бевха В.П., действующего на основании доверенности в интересах муниципального унитарного предприятия "ПермГорЭлектроТранс" на вступившие в законную силу постановление судьи Свердловского районного суда города Перми от 03 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 21 апреля 2021 года, вынесенные в отношении МУП "Пермгорэлектротранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Свердловского районного суда города Перми от 03 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 21 апреля 2021 года, муниципальное унитарное предприятие "ПермГорЭлектроТранс" (далее по тексту - МУП "Пермгорэлектротранс", предприятие, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бевх В.П. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении МУП "Пермгорэлектротранс"по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом Covid-2019, на основании подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. N 5-рпп на территории края введен режим функционирования "Повышенная готовность".
В соответствии с пунктом 12.4 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае" руководители организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, обязаны соблюдать санитарные требования, выполнять противоэпидемические мероприятия, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора, методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы по профилактике COVID-19.
В связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-2019", в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией "COVID-2019" на территории Пермского края и обеспечения безопасности работающих 11.04.2020 N 2326 вынесено Постановление Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, согласно которому юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении разрешенных в условиях введенного в Пермском крае режима повышенной готовности видов деятельности обязаны осуществлять противоэпидемические мероприятия, в том числе обеспечить работников, контактирующих с посетителями, запасом масок (с учетом сменяемости не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами (пункт 1.12).
В соответствии со статьей 39 Закона N 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, наряду с прочим, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
МУП "Пермгорэлектротранс" зарегистрировано в качестве юридического лица 17 апреля 1992 года администрацией Мотовилихинского района города Перми; основным видом деятельности юридического лица является: регулярные перевозки пассажиров трамваями в городком и пригородном транспорте.
Из материалов дела следует, что 08 июня 2020 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес МУП "Пермгорэлектротранс" было направлено предписание N 4744 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; данным предписанием на предприятие возложена обязанность, в том числе и по обеспечению работников учреждения дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами (пункт 13 предписания).
На основании предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 04 сентября 2020 г. о проведении санитарно-эпидемиологического обследования сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" 26 октября 2020 года в 16 часов 25 минут проведено санитарно-эпидемиологическое обследование транспортных средств, принадлежащих МУП "Пермгорэлектротранс", в ходе которого было установлено, что данное юридическое лицо обязательные к исполнению требования, изложенные в ранее выданном предписании не исполнило.
В частности, уполномоченными сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" было установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в автобусе N50 по пути следования маршрута "улица Гусарова-Станция Пермь-2" в Свердловском районе г. Перми (остановка "Солдатова") МУП "Пермгорэлектротранс": работники учреждения (кондуктор "данные изъяты".) дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами не обеспечены.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении статьи 29 Закона N 52-ФЗ, а также пункта N 13 предписания, выданного заместителем главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, а также пункта 4.4. СП 3.1.3597-20 и свидетельствующие о наличии нарушении требований, норм и правил, направленных на предотвращение распространения на территории Пермского края новой коронавирусной инфекции, стали достаточным основанием для составления в отношении МУП "Пермгорэлектротранс" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения МУП "Пермгорэлектротранс" деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 27 ноября 2020 года (л.д. 30-31), предписанием N 4744 от 08 июня 2020 года (л.д. 4-6), предписанием о проведении санитарно-эпидемиологического обследования (л.д. 18-19), актом санитарно-эпидемиологического обследования от 26 октября 2020 года (л.д. 20-21), фототаблицей (л.д. 22-25), показаниями свидетелей "данные изъяты", полученными при рассмотрении дела судьей районного суда и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Предприятию вменено нарушение требований об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по профилактике COVID-19 (санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), установленных названным выше предписанием заместителя главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 08 июня 2020 г. N 4744, пунктом 4.4. СП 3.1.3597-20
Осуществление этих мероприятий является обязательным, в том числе в силу приведенных выше положений СП 3.1.3597-20 и ранее принятого постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю.
Невыполнение означенных мероприятий и соответственно нарушение указанных санитарно-эпидемиологических правил образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указание заявителя на то, что в ходе проведенного должностными лицами контролирующего органа мероприятия были допущены нарушения закона, состоятельным признать нельзя.
В рассматриваемом случае осмотр принадлежащего предприятию автобуса и находящихся там вещей в порядке статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также проверка в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не проводились.
Доводы жалобы в указанной части основаны на неверном толковании закона.
Согласно материалам дела на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю должностными лицами контролирующего органа в отношении общества проведено расследование причин возникновения коронавирусной инфекции, что соответствует положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ, в силу которых санитарно-эпидемиологические расследования и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться, в том числе должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).
Более того, в силу пункта 5 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.
Результаты проведенного расследования зафиксированы в акте от 26 октября 2020 г.
Соответствующий документ и приложенная к нему фототаблица отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса, поводов для признания их недопустимыми доказательствами по делу не имеется.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных постановлениях.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Рассмотрение данного дела по месту выявления административного правонарушения согласуется с разъяснениями, изложенными в ответе на вопрос 25 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (covid-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящим судом в порядке, установленном статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Свердловского районного суда города Перми от 03 февраля 2021 года и решение судьи Пермского краевого суда от 21 апреля 2021 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "ПермГорЭлектроТранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Бевха В.П, - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.