Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зориной С.А, судей Роговой Е.С, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2021 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-32/2021 по иску Ткаченко Лилии Ивановны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным приказа о снятии с учета на право получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и его отмене, восстановлении в учетных списках.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ткаченко Л.И. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об исключении ее из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 20 июля 2020 года незаконным и восстановлении в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет.
В обоснование исковых требований указала, что состояла в очереди на получение жилищного сертификата как лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 13 февраля 2001 года. 20 июля 2020 года снята с учета и исключена из списка участников ведомственной целевой программы в связи с имевшимся у нее в собственности жильем за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2021 года, постановлено признать незаконным решение Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2020 года N 297-од/ж "О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в отношении Ткаченко Лилии Ивановны, обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить Ткаченко Лилию Ивановну в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на дату подачи советующего заявления 13 февраля 2001 года.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Ткаченко Л.И. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются предусмотренные законом основания для отмены судебных актов на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ткаченко Л.И. с 13 февраля 2001 года состояла в администрации п. Уренгой Пуровского района ЯНАО на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
20 июля 2020 года приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО принято решение об исключении Ткаченко Л.И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, со ссылкой на подпункт "д", "и" пункта 21 Положения о регистрации и зачете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, в связи с наличием в собственности жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно выписке из ЕГРН от 01 июня 2020 года Ткаченко Л.И. в период с 05 декабря 2002 года по 14 сентября 2012 года принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты".
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 53 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", указал, что Ткаченко Л.И. должна была быть снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с момента приобретения ею жилого помещения в Ленинградской области, то есть с 05 декабря 2002 года и в течении пяти лет после его отчуждения, то есть до 14 сентября 2017 г, но она своевременно с указанного учета снята не была, впоследствии приобрела повторно право в нем состоять, а потому обжалуемое решение о снятии ее с учета в связи с приобретением истцом жилого помещения в другом субъекте является незаконным, а право истца подлежит восстановлению путем восстановления в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на дату подачи советующего заявления 13 февраля 2001 года.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Между тем, судами не было принято во внимание следующее.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ, установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ действие которого распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет, установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья), установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).
В соответствии с п. 21 Положения (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (п. "д"); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. "и").
По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ, определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.
В силу указанных норм право на жилищную субсидию имеют лица либо не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Факт приобретения жилья за пределами Крайнего Севера либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами Крайнего Севера.
Приходя к выводам о том, что Ткаченко Л.И. должна была быть снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с момента приобретения ею жилого помещения и до истечения пяти лет с момента его отчуждения, а также о том, что истечение пятилетнего срока с момента отчуждения жилого помещения препятствовало исключению истца из списка участников программы, суды нижестоящих инстанций не учли, что ни Федеральный закон N 125-ФЗ, ни Положение не связывают срок принятия решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат лишь с самим по себе фактом наступления указанных событий.
В то же время жилищным законодательством предусмотрена возможность принятия решения о снятии с учета при выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Однако при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции указав на обязанность органов исполнительной власти по проверке предоставленных гражданами документов, обстоятельства, связанные с моментом выявления департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа основания для исключении Ткаченко Л.И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, оставил без внимания, не дал оценки действиям Ткаченко Л.И, не сообщившей ответчику информацию о наличии жилого помещения за пределами района Крайнего Севера, на предмет добросовестности.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции указал также на то, что обязанность по предоставлению таких документов у Ткаченко Л.И. отсутствовала, применительно к положениям п. 17 (1), 20 Положения. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает указанные выводы ошибочными, поскольку указанные пункты предусматривают обязанность граждан по предоставлению документов, влияющих на очередность предоставления социальных выплат для отдельных категорий граждан. Отсутствие у Ткаченко Л.И. обязанности по предоставлению документов, указанных в данных пунктах не свидетельствует о наличии препятствий для снятия с учета при выявлении обстоятельств утраты оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Не получили соответствующей оценки судебных инстанций и обстоятельства, связанные с тем, могла ли Ткаченко Л.И. после приобретения в 2002 г. жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", претендовать на получение субсидии в качестве нуждающейся (не обеспеченной жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера).
Отвечая на соответствующие доводы апелляционной жалобы и указав на то, что Ткаченко Л.И. была принята на учет как не имеющая жилья, а также на невозможность применения при рассмотрении дела нового правового регулирования, суд апелляционной инстанции не учел, что изменения, внесенные в Федеральный закон N 125-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2020 N 228-ФЗ, в силу прямого с нем указания, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие.
Приведенные выше обстоятельства невозможно установить на стадии кассационного производства.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований Ткаченко Л.И, в связи с тем, что последняя не была своевременно снята с учета, и соответствующие выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку они приняты при неправильном применении норм материального и с нарушением норм процессуального права, без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить изложенные обстоятельства и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.