Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Худояровой М.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 октября 2020 года и решение судьи Волгоградской области от 1 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Худояровой Марии Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградской области от 1 декабря 2020 года, Худоярова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Худоярова М.А. просит отменить состоявшиеся в отношении неё по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) установлена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
В силу пунктов 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств; под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном названным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, что выражается в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
Положениями части 1 статьи 7 названного Федерального закона определено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Худояровой М.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 29 июля 2020 года Худоярова М.А, добровольно приняв на себя и исполняя функции координатора и организатора публичного массового мероприятия, разместила в социальной сети "В Контакте" призыв к участию в несанкционированном массовом (публичном) мероприятии 1 и 2 августа 2020 года в городе Волгограде на площади Павших Борцов без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 октября 2020 года (л.д.3-6); актом осмотра Интернет-ресурсов от 3 сентября 2020 года (л.д.8-18); сообщением ООО "В Контакте" от 22 сентября 2020 года (л.д.22), письмом Управления по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгограда от 19 октября 2020 года (л.д.24-25) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Худояровой М.А. квалифицированы по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Утверждение заявителя о том, что при возбуждении дела об административном правонарушении ей не разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, подлежит отклонению. Согласно материалам дела об административном правонарушении, должностным лицом прокуратуры г. Волгограда при отобрании объяснений Худояровой М.А. ей разъяснено положение статьи 51 Конституции Российской Федерации (л.д.19), а при вынесении прокурором г. Волгограда постановления о возбуждении дела об административном правонарушении были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.3-6). В связи с чем, отсутствие указания в постановлении прокурора на статью 51 Конституции Российской Федерации не является нарушением порядка привлечения лица к административной ответственности и не влечет признание данного документа недопустимым доказательством.
Доводы заявителя о проведении одиночного пикетирования, подача уведомлений для которого не установлена, обоснованно признаны судебными инстанциями неубедительными, поскольку фактическое содержание призывов, размещенных в сети Интернет, не свидетельствует об организации одиночного пикетирования. При этом, как следует из акта осмотра Интернет-ресурсов, Худояровой М.А. на своей странице в Интернете не указано, что 1 августа 2020 года состоится одиночный пикет (л.д.8-18).
Вопреки доводам заявителя, привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является нарушением права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как уведомительный порядок проведения указанных публичных мероприятий, предусмотренный Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, в целях регулирующего воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в рассматриваемом случае соблюден не был.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях = объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Худояровой М.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 октября 2020 года и решение судьи Волгоградской области от 1 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Худояровой Марии Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Худояровой М.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Рудых Г.М. N 5-2200/2020
судья областного суда Циренщикова И.А. N 07п-627/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.